«Использование проблемных игровых ситуаций в ФЭМП»

Якубовская Наталья Владимировна, воспитатель, МБДОУ Вышковский детский сад, Брянская область
Педагогический опыт

   1.
   Актуальность: Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе дошкольного образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщении его к активной деятельности. Актуальность представляемого мной опыта заключается в разработке инновационного подхода к организации и методике проведения ООД с детьми старшего дошкольного возраста. Новизна опыта является в разработке системы занятий по математике с использованием проблемных игровых ситуаций. Проблемная игровая ситуация способствует развитию у детей креативного мышления, памяти, воображения, и других психических процессов. Самостоятельность в выполнении простых проблемных заданий способствует развитию у детей управлять собой в различных жизненных ситуациях. Выполнение действий по алгоритму создает основу совершенствования умения контролировать ход своих решений и действий.
   Цели опыта:
   1. Создать условия для развития логического мышления, памяти. Как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование в ООД проблемных игровых ситуаций.
   2. С помощью проблемных игр в игровой занимательной форме способствовать формированию мыслительных операций , внимание,.
   3. Сформировать умение анализировать , сравнивать , сопоставлять.
   4. Повысить мотивационную основу при обучении математике.
   5. Повысить уровень знаний дошкольников в области математического развития.
   Задачи опыта:
   1. Формировать устойчивый интерес к математике через использование проблемных игровых ситуаций.
   2. Формирование эмоциональной сферы у дошкольников.
   3. Формирование творческой личности, обладющей навыками самостоятельной деятельности.
   4. Овладение средствами, представлениями и способами познания окружающей ребенка реальной математической деятельности.
   Технология:
   В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр. В отличие от существующих они позволяют формировать у детей принципиально новые знания, которые нельзя получить непосредственно из окружающей действительности, так как их содержанием являются абстрактные понятия математики. В этих играх используется специфический дидактический материал, подобранный по определённым признакам. Игры, содержание которые ориентированы на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщёнными представлениями, формируют логические структуры мышления.
   Различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности обучающихся, вторая представляет организацию учебного процесса. Проблемную ситуацию можно создавать на всех этапах процесса обучения: при знакомстве с новым материалом, при закреплении, контроле, в процессе выполнения тренировочных и творческих заданий. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому я использую дифференцированный и индивидуальный подход. Проблемность при обучении математики должна возникать совершенно естественно, за счет появления упражнений, кажущихся на первый взгляд привычными, но над выполнением, которых ребенку приходится задуматься.
   Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
   Проблемную ситуацию я часто использую включая в сказочный сюжет. Например: рассказываю детям отрывок из русской народной сказки об Иване-царевиче и Сером Волке: Серый Волк добыл живой и мертвой воды, но забыл, где какая вода, хотя твердо знает, что живой воды больше.
   Показываю два непрозрачных кувшина: в голубом — голубая вода, в розовом — розовая. Дети предлагают различные варианты, неверные доводы отвергают.
   Наконец, один из вариантов принимается всеми. Дошкольники измеряют воду сначала в одном кувшине; затем этой же меркой в другом кувшине. Сравнивая результаты измерения, определяют, где больше воды, и делают вывод: розовая вода — живая, потому что ее больше.
   В спорах ребята учатся формулировать мысли, доказывать свою точку зрения, приводить убедительные доводы. Если детям приходится менять точку зрения, то необходимо, чтобы они имели на то веские доказательства, а не соглашались с тем или иным решением педагога или товарища.
   В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов образовательную деятельность я провожу в различных формах:
   - Организованная образовательная деятельность (Путешествия, игровая экспедиция, ООД-детектив, интеллектуальный марафон, викторина, КВН, Презентация, Тематический досуг.)
   - Демонстрационные опыты.
   - Театрализация с математическим содержанием.
   - Обучение в повседневных бытовых ситуациях.
   И В любую из представленных форм ООД я включаю проблемную ситуацию.
   Для решения поставленных задач была создана определенная предметно-развивающая среда в группе , где был оформлен цент развивающих математических игр с использованием проблемных ситуаций. В индивидуальной работе с детьми использовались интерактивные игры , которые включали в себя проблемную игровую ситуацию.
   В ходе работы я активно привлекала родителей к сотрудничеству в создании проблемных игровых ситуаций в индивидуальной работе с детьми. Поставленные задачи реализовала используя разнообразные формы работы с ними :
   Консультации.
   Индивидуальные беседы.
   Собрания с показом фрагментов занятий.
   Решение совместное проблемных игровых ситуаций математического содержания.
   Подбор и демонстрацию специальной литературы.
   Совместный выбор интерактивных игр с содержанием проблемной ситуации.
   Результат:
   Анализ работы показал, что родители стали понимать значение проблемных игровых ситуаций для развития интеллектуальных способностей детей Уровень заинтересованности в использовании проблемных игровых ситуаций значительно вырос.
   Дети овладели приемами выявления и абстрагирования свойств, сравнения, классификации, обобщения, логическими действиями и операциями. Дети овладели знаниями о цвете, величине, форме и пространственных ориентировках. Опыт моей работы показал эффективность использования проблемных игровых ситуаций в математике в работе с детьми дошкольного возраста для:
   Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов.
   Развития мыслительных умений :сравнивать , анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
   Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
   Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
   Развития творческих способностей.
   ООД по математике надо организовывать так, чтобы дети могли свободно общаться, спорить, совместно выполнять задания.Во время занятия ребенок должен проявлять как можно больше активности, рассуждать, делать «открытия», высказывать свое мнение, не боясь при этом ошибиться. И каждый ошибочный ответ должен рассматриваться не как неудача, а как поиск правильного решения. Ребенок должен не только быстро, правильно и четко отвечать, но и стремиться быть ведущим, уметь задавать вопросы, когда этого требует игровая ситуация, находить верные слова, чтобы оценить ответ или действия сверстников.
   Благодаря проблемно-практическим ситуациям удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

   2.
   Актуальность: Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе дошкольного образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщении его к активной деятельности. Актуальность представляемого мной опыта заключается в разработке инновационного подхода к организации и методике проведения ООД с детьми старшего дошкольного возраста. Новизна опыта является в разработке системы занятий по математике с использованием проблемных игровых ситуаций. Проблемная игровая ситуация способствует развитию у детей креативного мышления, памяти, воображения, и других психических процессов. Выполнение действий по алгоритму создает основу совершенствования умения контролировать ход своих решений и действий. опыта:
   1. Создать условия для развития логического мышления, памяти. Как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование в ООД проблемных игровых ситуаций.
   2. С помощью проблемных игр в игровой занимательной форме способствовать формированию мыслительных операций , внимание,.
   3. Сформировать умение анализировать , сравнивать , сопоставлять.
   4. Повысить мотивационную основу при обучении математике.
   5. Повысить уровень знаний дошкольников в области математического развития.
   Задачи опыта:
   1. Формировать устойчивый интерес к математике через использование проблемных игровых ситуаций.
   2. Формирование эмоциональной сферы у дошкольников.
   3. Формирование творческой личности, обладющей навыками самостоятельной деятельности.
   4. Овладение средствами, представлениями и способами познания окружающей ребенка реальной математической деятельности.
   Технология:
   Различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности обучающихся, вторая представляет организацию учебного процесса. Проблемную ситуацию можно создавать на всех этапах процесса обучения: при знакомстве с новым материалом, при закреплении, контроле, в процессе выполнения тренировочных и творческих заданий. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому я использую дифференцированный и индивидуальный подход. Проблемность при обучении математики должна возникать совершенно естественно, за счет появления упражнений, кажущихся на первый взгляд привычными, но над выполнением, которых ребенку приходится задуматься.Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее. Проблемную ситуацию я часто использую включая в сказочный сюжет. Например: рассказываю детям отрывок из русской народной сказки об Иване-царевиче и Сером Волке: Серый Волк добыл живой и мертвой воды, но забыл, где какая вода, хотя твердо знает, что живой воды больше Показываю два непрозрачных кувшина: в голубом — голубая вода, в розовом — розовая. Дети предлагают различные варианты, неверные доводы отвергают. Наконец, один из вариантов принимается всеми. Дошкольники измеряют воду сначала в одном кувшине; затем этой же меркой в другом кувшине. Сравнивая результаты измерения, определяют, где больше воды, и делают вывод: розовая вода — живая, потому что ее больше В спорах ребята учатся формулировать мысли, доказывать свою точку зрения, приводить убедительные доводы. Если детям приходится менять точку зрения, то необходимо, чтобы они имели на то веские доказательства, а не соглашались с тем или иным решением педагога или товарища. зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов образовательную деятельность я провожу в различных формах: образовательная деятельность (Путешествия, игровая экспедиция, ООД-детектив, интеллектуальный марафон, викторина, КВН, Презентация, Тематический досуг.)*Демонстрационные опыты. Театрализация с математическим содержанием. Обучение в повседневных бытовых ситуациях. И В любую из представленных форм ООД я включаю проблемную ситуацию. Для решения поставленных задач была создана определенная предметно-развивающая среда в группе , где был оформлен цент развивающих математических игр с использованием проблемных ситуаций. В индивидуальной работе с детьми использовались интерактивные игры , которые включали в себя проблемную игровую ситуацию. В ходе работы я активно привлекала родителей к сотрудничеству в создании проблемных игровых ситуаций в индивидуальной работе с детьми. Поставленные задачи реализовала используя разнообразные формы работы с ними :Консультации. беседы. Собрания с показом фрагментов занятий Решение совместное проблемных игровых ситуаций математического содержания. Подбор и демонстрацию специальной литературы. Совместный выбор интерактивных игр с содержанием проблемной ситуации.
   Результат: Анализ работы показал, что родители стали понимать значение проблемных игровых ситуаций для развития интеллектуальных способностей детей Уровень заинтересованности в использовании проблемных игровых ситуаций значительно вырос Дети овладели приемами выявления и абстрагирования свойств, сравнения, классификации, обобщения, логическими действиями и операциями. Дети овладели знаниями о цвете, величине, форме и пространственных ориентировках. Опыт моей работы показал эффективность использования проблемных игровых ситуаций в математике в работе с детьми дошкольного возраста для: Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов. Развития мыслительных умений :сравнивать , анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию. Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления. Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения. Развития творческих способностей.