«Использование элементов ИКТ на уроках математики»
Бондаренко Марина Эдуардовна, учитель математики І квалификационной категории МОУ «Школа №101 города Донецка»
Каждый учитель часто задумывается над тем, каким должен быть современный урок. Для меня современный урок – это урок, который доставил удовольствие не только учителю, но и ученику. Лишь в таких условиях можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Поэтому необходимо хорошо продумать структуру урока, логику изложения материала, способы организации работы учащихся, выбрать оптимальные формы и методы преподавания, соответствующее техническое оснащение.
Педагогическая идея:
- Широкое применение информационных технологий.
- Повышение качества обучения математике, развитие логического мышления за счет использования информационной технологии, внедрения проектной деятельности в образовательный процесс.
- Формирование содержания образования и способов деятельности учащихся в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускнику;
- Методическое совершенствование учебных занятий с использованием деятельностного и личностно-ориентированного подходов в обучении.
- Приоритет самостоятельной деятельности старшеклассников
Концепция изменений:
Повышение качества математической подготовки учащихся посредством применения современных информационных технологий, использования Интернет-ресурсов.
Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся средствами ИКТ.
В образовательный процесс вводятся:
- система работы в группах;
- создание презентаций;
- создание тестовых заданий;
- участие в Интернет-олимпиадах;
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма):
- положительные мотивы учения, интерес учащихся к предмету, учет возрастных особенностей, индивидуализация и дифференциация обучения, творческая активность, благоприятный микроклимат в коллективе, предоставление свободы выбора действий, эмоциональность;
- создание мультимедийных презентаций по математике как средства наглядности при изучении программного материала;
- наличие электронных учебников и обучающих курсов, непрерывное повышение уровня профессионализма учителя;
- использование инновационных технологий обучения и воспитания;
- наличие компьютера и проектора в кабинете учителя;
Результат изменений:
• внедрение элементов информационных технологий в учебный процесс позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся, повысить темп урока;
• управление обучением с помощью компьютера приводит к резкому повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности обучающихся;
• повышение качества математической подготовки обучающихся;
• положительная динамика уровня обученности по алгебре и геометрии;
• рост активности обучающихся на уроках и во внеурочной познавательной деятельности;
• рост числа участников и призеров предметных олимпиад;
• выраженный интерес учащихся к предмету, развитие практических навыков самостоятельной работы, поиска информации по предложенной теме, умений работать в группе для достижения общей цели;
• систематическое использование электронных учебных ресурсов на уроках;
• учащиеся овладели навыками создания мультимедийных презентаций по геометрии;
• повысился уровень информационной компетенции учащихся.
Описание моего инновационного опыта
Информационные технологии осваиваются наиболее эффективно при решении конкретных задач, интересных для учащихся, мотивирующих их. Обучение будет успешным, если ребятам на уроках будет интересно. Моя задача, как учителя – вызвать интерес к той или иной деятельности. Использование в преподавании математики новых информационных технологий позволяет формировать специальные математические навыки у детей с различными познавательными способностями.
В современном мире компьютер используется во всех сферах деятельности, поэтому для повышения эффективности обучения учитель должен уметь использовать компьютерные технологии на своих уроках. В связи с этим каждому учителю необходимо обладать хотя бы минимальными знаниями компьютера, учитель должен свободно работать с текстовой информацией на компьютере, создавать и редактировать слайды презентации.
На уроках я использую проектор, что позволяет:
– ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране;
– обсудить просмотренный материал с учащимися;
– принять совместное решение по предлагаемым заданиям;
– организовать индивидуальную работу с последующей проверкой на экране.
Плюсы компьютерной технологии обучения.
Использование ИКТ позволяет:
• сделать процесс обучения более интересным, ярким и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей современных компьютеров и новизны такой формы работы для учащихся;
• эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
• индивидуализировать процесс обучения за счет возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоения учащимися учебного материала в индивидуальном темпе, с использованием удобного способа восприятия информации;
• раскрепостить учеников при ответе на вопросы, так как компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагирует на ошибки;
• совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи;
• организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.
Учащиеся проявляют больший интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже самые пассивные из них с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают слайды и отвечают на вопросы. Дети с нетерпением ждут уроков, помогают готовить необходимые материалы и оборудование. Разумеется, любая презентация для детей интересна и полезна, когда она сопровождается словом учителя.
Уроки математики обладают рядом отличительных особенностей, которые необходимо учитывать при конструировании современного урока математики с использованием ИКТ.
ИКТ можно использовать
на всех этапах обучения математики:
На этапе актуализации знаний для создания проблемной ситуации.
Даются задания, с которыми ученики справляются, не испытывая затруднений. Далее предлагается выполнить задание, с которым учащиеся не знакомы.
На этапе проверки домашнего задания в начале урока. Учащиеся демонстрируют то, как они справляются с решением заданий, подобных домашним.
На этапе изучения нового материала. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Педагог может продемонстрировать пошаговое решение новых задач.
На этапе первичного закрепления и повторения. Ученики решают задания, подобные тем, с которыми они познакомились на уроке.
На этапе контроля и оценки знаний. При контроле используются тесты. Подобный способ проверки и закрепления знаний обучающихся весьма актуален, поэтому я широко применяю его на своих уроках. В ходе работы с тестом учащийся может оценить качество выполнения задания. В процессе тестирования существует четкая обратная связь. Серия тестов позволяет фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе изучения предмета. Обучающийся получает достоверную информацию о результате своей деятельности, о своих успехах.
С 2013 года в школе установлена
интерактивная доска. В этом направлении мною стали осуществляться первые шаги.
Как я использую интерактивую доску на своем уроке.
В моем учебном опыте интерактивная доска играет далеко не последнюю роль. С ее помощью я объясняю учебный материал ученикам, рисую схемы, таблицы, так же легко стираю их. Наглядность и интерактивность (возможность активно менять работать с компьютером прямо на доске) – вот основное преимущество интерактивной доски!
Я всегда в центре внимания своих учеников, я смотрю на них и говорю с ними, в это время я демонстрирую свои материалы и управляю компьютером, я с учениками в постоянном контакте. Благодаря использованию интерактивной доски экономится масса времени на уроке, масса драгоценных минут!
Но не могу сказать, что интерактивная доска творит чудеса, к урокам нужно готовиться более тщательно, нужно готовить интерактивные презентации, искать готовые материалы, на подготовку к урокам стало уходить еще больше времени. Интерактивная доска – это просто удобный помощник для любого учителя.
Если говорить о том, как относятся к использованию интерактивной доски на уроке ученики, смело можно сказать – положительно! Всем уже давным-давно надоели обычные школьные доски с мелом, который пачкает одежду, руки и личные вещи. Тем более, что новому поколению нравится осваивать новые технические изобретения.
Каковы преимущества интерактивной доски?
В чем же основные преимущества интерактивной доски перед меловой? Почему интерактивные доски становятся все более популярными? Почему школы не жалеют денег на приобретение столь дорогостоящего оборудования для кабинетов?
• Интерактивные доски похожи на обыкновенные доски, но в то же время они помогают учителю использовать средства обучения легко и непринужденно, находясь в постоянном контакте с классом.
• Интерактивные доски помогают расширить использование электронных средств обучения, потому что они передают информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств.
• Интерактивные доски позволяют учителю увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке, будь то картинка из интернета или крупномасштабная таблица, текстовый файл или географическая карта. Интерактивная доска становится незаменимым спутником учителя на уроке, отличным дополнением его слов.
• Интерактивные доски позволяют учителю создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке.
• Интерактивные доски позволяют ученикам воспринимать информацию быстрее.
• Интерактивные доски позволяют ученикам принимать участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными.
• Интерактивные доски позволяют проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе, позволяет организовать грамотную обратную связь “ученик-учитель”.
• При полной интеграции интерактивных досок в образовании, создании единой базы данных методических и демонстрационных материалов для обучения, у учителей появляется больше свободного времени.
Как интерактивные доски могут повысить эффективность обучения?
Использование интерактивной доски на уроке может увеличить эффективность обучения ребят в школе. За счет чего это происходит? Как раскрыть потенциал интерактивной доски и сделать ее незаменимым спутником учителя?
Существуют три ключевых направления применения интерактивных досок в образовании:
•
Презентации, демонстрация и моделирование – ( использование соответствующего программного обеспечения и других ресурсов вместе с интерактивной доской для улучшения понимания материала урока)
•
Повышение активности учеников на уроке – ( использование интерактивной доски может увеличить активность учеников на уроке)
•
Увеличение темпа урока при использовании интерактивной доски – (использование интерактивной доски может улучшить планирование урока и увеличить его темп)
1. Презентации, демонстрация и моделирование
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучение всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помогает сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.).
Управление интерактивной доской можно использовать, чтобы преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.
2. Повышение активности учеников на уроке
Ученики становятся более активными и заинтересованными на уроке, на котором используется интерактивная доска. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, и ученики становятся более нацеленными на работу.
3. Увеличение темпа урока
Если есть интерактивная доска, то на уроке больше не придется ждать, когда ученик напишет задание на доске, и несколько минут урока будут потеряны - учитель может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время урока будет использовано только на решение поставленных задач.
Все записи на интерактивной доске могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урок по болезни.
Все учителя, начавшие работать с интерактивной доской, отмечают положительные изменения в качестве уроков, в объеме понимаемого учениками материала. Учителя утверждают, что с использованием интерактивной доски они успевают преподнести больше информации за меньшее время, и при этом ученики активно работают на уроке и лучше понимают даже самый сложный материал. Интерактивная доска становится незаменимой для учителей по любому предмету, будь то русский язык или математика, физика или химия, информатика или окружающий мир.
Заключение. Наблюдения показывают, что применение ИКТ способствует развитию интереса к предмету, развивает положительную мотивацию к учению, обеспечивает объективный контроль знаний, качество усвоения материала учащимися.
В заключение хочется привести высказывание известного педагога К.Д. Ушинского:
“Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”. Думаю, что если учитель активен в творческом поиске, то результат не заставит долго ждать.