Методические рекомендации работы по предмету «Сольное народное пение»

Дмитриева Лейла Алимовна, преподаватель, МБУ ДО ДШИ № 12, г.Ульяновск
Методические рекомендации

    Народное пение - это, прежде всего, природа, а вернее, это то, что она заложила в каждого человека. В зависимости от того, где родился человек и вырос, т е. в какой области, районе или крае, на него оказывают влияние местные обычаи, традиции и речь с её местным диалектом, интонациями. Отсюда характерной чертой народной манеры пения является речевая манера голосоведения, основным принципом которой является: «Поём, как говорим». Другой характерной чертой служит открытый звук, т.е. «близкое» непринуждённое голосообразование.
   В начальной стадии голос в народной манере пения небольшой по диапазону, звучит в одном регистре. Перед педагогом стоит ответственная задача - научить ребенка правильно владеть своим голосом, т.е. не только раскрыть его, но и развить.
   Решение практических задач зависит в первую очередь от правильного определения типа и характера голоса исполнителя и закрепления основ. В определении типа голоса имеет значение тембр, диапазон, регистровые переходы. Но главным ориентиром следует считать зону примарного звучания, в котором выявляется естественность и свобода звучания голоса. Непосредственное народное пение детей бесхитростно раскрывает внутренний мир и душу исполнителя. Поэтому главный смысл учебно-воспитательного педагогического процесса заключается в раскрытии естества певца, его духовного мира, творческих возможностей и, на основе этого, формировании его творческой личности.
   Поскольку индивидуальность певца ярче всего проявляется в тембре голоса и речевой интонации, искать естественный голос нужно не только в пении, но и в разговорной речи, следует выявлять регистровые переходы. От правильного определения вида тембра голоса зависит очень многое: естественность режима работы голосовых связок, здоровье голосового аппарата и выносливость певца при больших нагрузках и главное - перспектива развития голоса. Прежде всего, необходимо работать, над укреплением примарной зоны, постепенно расширяя диапазон вверх и вниз по принципу «единого голоса». Голос - это инструмент, поэтому нужна тщательная работа и постоянный контроль со стороны преподавателя по специальности, что обеспечит устранение излишних мышечных напряжений связок, часто переходящих в тяжелые профессиональные заболевания.
   В начале учебной работы наибольшие усилия должны быть направлены на усвоение основных навыков: закрепление в сознании и нервно-мышечном аппарате учащегося. А это зависит от правильной певческой установки, координации слова и звука, развитие слухового мышления, нахождения высокой певческой форманты и закрепление высокой позиции и опоры звука на освоенном участке диапазона.
   Песню надо не петь, а как говорят в народе, «играть». Чтобы исполнялась легко, свободно, мягким звуком - ни в коем случае нельзя давать ученику петь на горле, на связках, твердо, атакуя звук, т.к. голос делается резким, зажатым и быстро устает. У ребенка появляются болевые ощущения в горле, что не должно быть при правильном пении. Только после того, как ребенок овладеет элементарной техникой и сможет самостоятельно держать свой голос под контролем, можно разрешить ему петь дома, в школе. До тех пор идет большая работа над дыханием, речью, звуком, т.е. воспитанием аппарата.
   Особое внимание необходимо уделять развитию певческой воли. Певческая воля возбуждает эмоциональный тонус и темперамент певца, предает ему уверенность в своих силах и помогает руководить процессом пения через осознанные волевые приказы. Закрепление основных навыков может занимать более или менее продолжительное время в зависимости от уровня подготовки учащегося, его природных способностей и быстроты усвоения. Спешить здесь не следует, так как именно певческие навыки, наработанные до автоматизма, дают школу, на которой базируются всё дальнейшее творческое развитие исполнителей.
   Важным моментом является воспитание свободного и естественного поведения в подаче песни. Песня должна «литься» легко, свободно, мягким звуком.
   Профессиональное народное пение—это, прежде всего, культура звука, которая зависит от певческих навыков.
   Обучая пению, педагог использует свои знания и опыт работы в вокально-хоровых навыках. К ним относятся:
   • певческая установка;
   • певческое дыхание;
   • дикция;
   • звукоизвлечение;
   • распевание.
   Вокальные навыки - есть начальный, очень важный этап в вопросе раскрытия в ребенке индивидуальной творческой личности.