Музыкальный проект «Музыка Чайковского»

Горчакова Лариса Николаевна, музыкальный руководитель, МБДОУ № 45 "Ромашка" г.Таганрог, Ростовская область
Из опыта работы

   Аннотация:
   Содержание статьи раскрывает возможности использования ИКТ в развитии музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста.
   Мультимедийные средства являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для подрастающего поколения, но и удобно для современного педагога. В работе музыкального руководителя использование информационных технологий является необходимым средством повышения качества образования. Наиболее распространённым видом представления демонстрационных материалов, являются презентации, музыкальные видеоролики.
   Мировое культурное сообщество в 2015 году отмечало 175-летний юбилей великого композитора Петра Ильича Чайковского. Это событие натолкнуло нас на создание музыкального проекта. В нашем городе есть памятные места, связанные с именем этого русского композитора, ведь Петр Ильич несколько раз бывал в гостях у своего младшего брата Ипполита Ильича, генерал-майора по адмиралтейству.
   Проблема: В современном мире падает интерес к классической музыке.
   Назначение проекта: Привлечь, заинтересовать детей и родителей, сотрудников творчеством и юбилейной датой великого композитора, педагога, дирижера.
   Участники проекта: Музыкальный руководитель, воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители.
   Вид проекта: Познавательно-творческий.
   База проекта: МБДОУ д/с № 45 «Ромашка» г.Таганрог.
   Срок реализации: октябрь - май 2015/16г.
   Цель проекта «Музыка Чайковского»: Развитие эстетического восприятия музыки П.И. Чайковского у детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ.
   Задачи:
   • Знакомство с творчеством П.И.Чайковского;
   • Вызвать интерес к различным жанрам музыки и исполнительству на различных музыкальных инструментах;
   • Развитие музыкально-познавательной деятельности воспитанников;
   • Активизировать умение передачи эмоционального состояния музыкального образа через танцевальную импровизацию и рисунок;
   • Познакомить с историей создания музыкального сборника «Детский альбом» и некоторыми музыкальными произведениями из него.
   Ресурсы: видеопроектор, экран, музыкальный центр, ноутбук, медиатека, методическое обеспечение.
   Предполагаемый результат: Создание информационной среды ДОУ, обогащение представлений о классической музыке, расширение кругозора, любознательности. Повышение уровня компетентности педагогов, инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса.
   I этап - Подготовительный, предполагает подбор и изучение методической литературы и информационных источников в сети Интернет. Организовано анкетирование родителей по теме «Классическая музыка». В работе с воспитанниками, мы активно используем ряд мультимедийных средств обучения: фрагменты из балетов и концертов; портреты композиторов, исполнителей; виды музыкальных инструментов; звуковые фонограммы; творческие задания для детей. Были созданы авторские презентации: «Убери лишний музыкальный инструмент», «Музыкальные профессии», «Чайковский – детям»; представлено фотопутешествие «Дом-музей П.И. Чайковского» в Клину; использованы музыкальные видеоролики «Времена года», «Детский альбом», видеоклип «Вальс цветов».
   II этап – Практический. Его цель – оптимизация педагогической работы по использованию ИКТ для развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста. На этом этапе были проведены музыкальные гостиные «Чехов и Чайковский» (май), «Музыкальный Таганрог» ко Дню города (сентябрь). Дошкольники совершили виртуальную экскурсию в Дом-музей П.И.Чайковского в Таганроге, мечтали под «Сладкую грезу» (из «Детского альбома» П.И.Чайковского) о будущем нашего города, импровизировали под «Вальс цветов», а шумовой оркестр исполнил «Марш деревянных солдатиков». Родителям ДОУ были вручены буклеты «Чайковский в Таганроге», опубликована консультация «Слушаем музыку» на сайте дошкольного учреждения. Дошкольники продолжили знакомство с пьесами из «Детского альбома» на музыкальных занятиях. В детском саду и дома было организовано слушание музыкальных дисков с произведениями П.И. Чайковского.
   В кинозале детского сада состоялся показ мультфильма на музыку из "Детского альбома" П.Чайковского (1976). Режиссёр - Инесса Ковалевская
   Завершающий этап заключался в подведении оценок итогов реализации проекта. Так, к празднованию Международного Дня музыки (сентябрь-октябрь) с детьми был организован цикл музыкально-тематических занятий «Я хочу увидеть музыку» по произведениям «Детского альбома» П.И.Чайковского с просмотром музыкальных видеороликов по детским рисункам и проведен конкурс семейного художественного творчества «Рисуем музыку».
   Вывод. Опора на зрительную наглядность значительно облегчает усвоение музыкальных знаний, заинтересовывает детей, придает обучению проблемный характер. Использование компьютерных технологий в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей. Для педагога-музыканта, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к мероприятиям художественно-эстетического цикла.

Литература:

   1. Киричек М.С. Чайковского дом // Таганрог. Энциклопедия. — Таганрог: Антон, 2008.
   2. Дом Чайковского открыт в Таганроге после реставрации // Интерфакс. — 2010.
   3. Бойко З. А. П. Чехов и П. И. Чайковский. Творческие и родственные связи // www.library.taganrog.ru.
   4. Управление инновационными процессами в ДОУ. //М., Сфера, 2008.
   5. Остапенко Е., Бойко З. Чайковские и Таганрог. //Ростов-на-Дону, 2013.