Организация совместной деятельности родителей и детей дошкольного возраста посредством педагогического образовательного маршрута в сети Интернет

Ильина Татьяна Михайловна, воспитатель СП д/с «Журавленок», ГБОУ СОШ им. Е.М. Зеленова пгт Новосемейкино
Доклад

   В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования педагогам дошкольных организаций предоставляется возможность проектирования образовательного процесса и выбора средств и методов решения образовательных задач, предполагаемых государственным стандартом. Особое внимание в документе уделяется организации образовательной среды и вовлечению родителей или законных представителей детей в образовательную и воспитательную деятельность, как в дошкольной организации, так и за ее пределами.
   Широкое использование информационных компьютерных технологий позволяет педагогу наиболее результативно решать задачи воспитания и развития воспитанников. Однако родители не всегда могут использовать данный потенциал при воспитании детей.
   Опыт работы педагогов дошкольных организаций показывает, что большая часть родителей активно использует сеть интернет для работы и организации досуга дома, при этом не имеют опыта использования интернета для решения воспитательно-образовательных задач. Их представления о возможных методических приемах проектирования и организации деятельности ребенка (как совместной, так и самостоятельной) в сети интернет с целью развития интеллектуальных и творческих способностей весьма ограничены. Многие родители понимают, что наличие всесторонней информации, которая находится в сети интернет, может помочь расширить кругозор детей, повысить их уровень культуры, развить любознательность и интерес к получению новых представлений и навыков самообразования, однако отсутствие опыта проектирования совместной деятельности с ребенком с использованием возможностей интернета для многих родителей сегодня является камнем преткновения, причиной отсутствия интересов собственного ребенка.
   В сложившейся ситуации педагогу дошкольной организации следует уделять достаточно внимания обучению родителей продуктивным формам взаимодействия с детьми в сети интернет. Обучая родителей, педагоги получают заинтересованных в личностных результатах своих детей партнеров.
   Наиболее результативным в реализации такой образовательной практики является не столько метод научения, содержащий не только и не столько описание задания, сколько конкретные рекомендации: что можно с этим заданием делать, а самое главное как? Такое обучение родителей сможет стать социально значимым.
   Нельзя не согласиться с тем, что сегодня восстанавливаются приоритеты семейного воспитания. Представления большинства родителей о воспитании ребенка в семье как деле «само собой разумеющемся», не требующем особой подготовки, можно назвать только не иначе как педагогическим невежеством. Вот почему важно научить родителей использовать потенциал сети, организовывать совместную деятельность в семейном кругу с помощью компьютера и сети интернет, чтобы родители и дети стали ближе друг другу, чтобы им вместе было интересно и полезно и с точки зрения получения новых знаний, и с точки зрения приобретаемого социального опыта.
   В связи с этим, полагаем, что образовательный маршрут является результативной формой сотрудничества педагогов, родителей и детей. Целью педагогического образовательного маршрута является повышение педагогической компетентности родителей, вовлечение их в образовательный процесс и обогащение детско-родительских отношений.
   Наличие в сети интернет различного рода информации для детей разных возрастов, дает возможность использования педагогами в разработке педагогических образовательных маршрутов совместной деятельности родителей и детей даже 3-4 летнего возраста. Однако наиболее результативно использование данной формы работы с детьми старшего дошкольного возраста, когда познавательный интерес ребенка наиболее высок, где он может не только пассивно принимать предложенное взрослым, но и стать активным участником в поиске интересующей информации и возможности его продуктивной деятельности позволят побудить дальнейший интерес.
   Предлагаем вашему вниманию пример образовательного маршрута, разработанного для детей 5-7 летнего возраста.

Образовательный маршрут совместной деятельности родителей и детей 5-7 лет «История игрушек»


   Уважаемые родители! Этот образовательный маршрут посвящен самым любимым и первым предметам наших детей – игрушкам. С самого раннего детства игрушки помогают постигать мир, становятся им друзьями и помощниками. С любимыми игрушками дети не расстаются, доверяют им свои маленькие тайны, делятся радостными моментами. Но откуда взялась игрушка, в какие игрушки играли наши прабабушки и прадедушки многим детям не известно. Предлагаем вам вместе со своим ребенком на некоторое время превратиться в исследователей и найти ответы на интересующие вопросы об истории игрушек.
   Вы можете четко следовать логике предлагаемого маршрута, проводя вместе свободные вечера и выходные дни, четко следовать рекомендациям, а можете построить свой маршрут, если ребенка что-то очень заинтересовало. Самое главное оставайтесь вместе с детьми и помогайте им познавать новое об окружающем мире предметов и явлений, которые сопровождают нас в жизни.
   Шаг 1. В какие игрушки играли наши далекие предки?
   Начните свое исследование с вопроса, «В какие игрушки играли наши далекие предки?». Обратите внимание ребенка на множество игрушек в его коллекции игрушек и постарайтесь вызвать интерес к вопросу. Это может быть сформулировано примерно так: « Малыш, посмотри как много у тебя замечательных игрушек, какие они все красочные, разные. Интересно, а во что же играли наши прапрабабушки или прапрадедушки, которые жили давным-давно». Предложите ребенку узнать новые сведения об игрушках из книг и сети Интернет.
   Можете использовать статьи и иллюстрации с сайтов:
   http://iqtoy.ru/text/21 - Об истории игрушек
   http://www.rastim-baby.ru/archive/639/?aid=2474 – Любимые игрушки от древности до наших дней.
   http://www.youtube.com/watch?v=wtz8ityJsaY – Дети рассказывают об истории игрушки
   Шаг 2. Древние игрушки славян или история игрушек в России.
   Славянские детские игрушки существовали еще тысячи лет тому назад. Изготавливали детские игрушки в то время из самых простых и подручных материалов из дерева и глины. В IX веке славянские племена изготавливали игрушки из дерева, но не только для забавы своим детям, но еще и для торговли на базарах и ярмарках, об этом говорят находки археологов. Называли это игрушки славяне патешками. Древние игрушки не сравнить, конечно же, с современным разнообразием конструкторов, кукол и машин и многим другим. Новгород считался крупным центром по торговле на Руси, куда съезжались купцы и торговцы с далеких стран, и здесь древние потешки пользовались спросом и популярностью, не уступали резным сундукам и деревянным ложкам.
   Найдите с ребенком информацию о народных игрушках славян, способах ее изготовления из дерева, ткани и других природных материалов.
   Побуждайте интерес ребенка. Попробуйте изготовить вместе несложную тряпичную куколку. Займитесь приготовлением всего необходимого для изготовления игрушки, посмотрите мастер-классы по изготовлению игрушки.
   Вам могут помочь вот эти ресурсы:
   http://drevoroda.ru/interesting/articles/700/1414.html - древние игрушки славян
   http://slavculture.ru/slav-kult/608-drevnie-slavyanskie-igrushki.html - древние славянские игрушки
   http://igrushka.kz/vip78/isig.php - история игрушек России
   http://stranamasterov.ru/node/338866 - кукла Пеленашка мастер-класс
   http://www.youtube.com/watch?v=qZ37kRymdSU – Делаем куклу пеленашку мастер-класс видео.
   Шаг 3. Глиняная игрушка.
   Мир глиняной игрушки удивительно многообразен. В нем живут сказка и реальность, современность и традиции. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт нравы и обычаи, достижения ремесла и художественного творчества, искусства. Игрушки рождались в труде и везде народные мастера учились у одного учителя – природы. Народная игрушка понятна для всех, она связывает нас невидимой нитью с детства с наследием мировой культуры.
   http://nnm.me/blogs/ariskveda/istoriya-glinyanyh-igrushek/ - история глиняной игрушки
   http://rusprom.biz/russkaya-glinyanaya-igrushka - история русских народных промыслов
   http://rusprom.biz/russkaya-glinyanaya-igrushka/7-izgotovlenie-igrushek-iz-glini - об изготовлении игрушек из глины
   http://www.youtube.com/watch?v=URuCLPtlSlg – как лепят игрушки из глины.
   Шаг 4. Русская матрешка.
   Матрешка является визитной сувенирной карточкой России и гордостью национального декоративного искусства. Деревянная кукла, воплотившая в себе самобытность стиля и народный характер, сегодня нарасхват у многочисленных туристов, особенно иностранных. Мало кто знает, что первая матрешка появилась только в конце 19 века.
   Дети очень любят играть в эту деревянную куклу, с самого раннего детства матрешка вызывает у детей неподдельный интерес. Познакомьте детей с историей этой прекрасной игрушки, рассмотрите красочные картинки, попробуйте украсить шаблон матрешки вместе с детьми.
   Вашими помощниками могут стать вот эти сайты:
   http://www.kultura-rf.ru/pub/matreshka.php - как появилась русская матрешка.
   http://kraeved1147.ru/russkaya-matryoshka/ - русская матрешка
   http://www.youtube.com/watch?v=VrISAD8dt6g – Русская матрешка видео
   http://www.youtube.com/watch?v=NzgYrFFsSdM – семеновская матрешка.
   https://docs.google.com/document/d/14DOtDfFtAVcJ1u7B1lRHxokijYv_qLmp4CYRyhQ6GKI/edit?pli=1- трафарет матрешки для раскрашивания.
   Шаг 5. Как менялись игрушки со временем.
   В российских семьях середины XIX- начала XX веков игрушки у детей были разные: куклы и клоуны, различные зверушки и солдатики, волчки и мячики, велосипеды и настольные игры.
   Их могло быть много, целая игровая комната, или несколько. Но из всех игрушек была одна самая любимая, с ней не расставались. Эти любимые игрушки мы можем видеть на детских фотографиях конца XIX – начала XX веков.
   Старинные куклы были самые разные: взрослые дамы-модницы, девочки-подростки, маленькие дети, куклы-младенцы. Для них делали различные аксессуары, украшения, шили нижнее белье, обувь, сумочки, выпускали даже сундучки с дорогой парфюмерией. Для игры «в куклы» изготавливалась миниатюрные мебель и посуда, коляски и ванночки, швейные машинки и утюжки. Из мохерового плюша, бархата, фетра делались мягкие игрушки с глазками из стекла или черных деревянных башмачных пуговиц: собачки, кошки, зайцы, верблюды, обезьянки, мишки.
   Традиционной игрушкой для мальчиков были солдатики на подставках, отлитые из олова и раскрашенные вручную. В начале XX века были популярны игрушки из целлулоида, хрупкой тонкостенной пластмассы на основе целлюлозы и камфары. Из этого материала делали различные фигурки людей, животных, персонажей сказок, детские погремушки, а также различных кукол, в том числе пупсов-голышей, которых можно было купать.
   Познакомьте детей с тем, как изменялся внешний вид игрушек, какую роль играли игрушки в жизни детей, какими стали в наше время. Развивайте интерес ребенка к совместной деятельности, ищите информацию и иллюстрации вместе, рассматривайте картинки, делитесь новыми знаниями со своими родственниками и друзьями.
   Попробуйте вместе с ребенком создать альбом об истории игрушки. В него вы можете включить фотографии и рисунки об истории игрушек, познавательную информацию, пословицы и поговорки, рисунки и фотографии поделок, сделанных вместе.
   В поиске вам помогут:
   http://www.fresher.ru/2014/12/11/mir-detskix-igrushek-proshlogo/ - мир детских игрушек прошлого
   http://www.oytoy.ru/interesting/181-istoriya-novogodney-igrushki-v-rossii.html - история новогодней игрушки в России
   http://www.dollplanet.ru/muzei_i_galerei/muzei-igrushki-spb/ - Санкт-Петербургский музей игрушки. Фотопрогулка.
   Итак, наш маршрут подошел к концу. Мы исследовали историю игрушек, но наверняка, в сети интернет вам встретились много интересных и неизвестных фактов! Мы еще не обсудили истории конкретных игрушек: машин, самолетов, вертолетов, мягкой игрушки…
   Выстраивайте новые познавательные маршруты в сети и познавайте мир вместе со своим ребенком! А компьютер вам в этом поможет. На примере этого маршрута могут быть выстроены многие другие, с разной не менее интересной для детей тематикой. Ведь у наших ребят тысячи «почему». Так давайте вместе искать ответы для наших любимых почемучек!