Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Махмудова Гульфия Аббясовна, учитель - логопед МАДОУ "Детский сад № 173" г.о. Самара
Статья

   Особенно важно. Чтобы родители детей принимали активное участие в коррекционно-педагогической работе по устранению речевых нарушений. Очень часто, к сожалению, родители не обращают должного внимания на дефекты речи ребенка и не придают этому особого значения, предполагая, что с возрастом «все пройдет». Но зачастую в таких случаях в детском коллективе появляются насмешки сверстников, обидные замечания окружающих, а как следствие – замкнутость и некоммуникабельность ребенка.
   Поэтому задача логопеда состоит в том, чтобы убедить ребенка и его родителей в том, что дефект речи можно исправить. Для этого нужны совместные усилия.
   В процессе коррекционно-педагогической работе по преодолению речевых нарушений перед специалистами стоят следующие задачи:
   1. Развивать психофизиологические механизмы. Которые обеспечивают фонетическую сторону речи.
   2. Совершенствовать ручную моторику и подвижность артикуляционного аппарата.
   3. Формировать навыки фонетически правильной речи, ее интонационной выразительности.
   4. Развивать навыки устной речи.
   5. формировать правильную слоговую и звуко-слоговую структуры слов, лексико–грамматический строй речи.
   Логопед, воспитатель и другие специалисты должны познакомить родителей с задачами, которые стоят перед ними, так как именно взрослые, могут повлиять на желания ребенка, исправлять дефекты речи и побуждать его к соответствующим действиям.
   Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис, и поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания. Дом, где растет и воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.
   Поэтому очень важным методом выявления трудностей, с которыми сталкиваются родители в вопросах обучения, воспитания детей является анкетирование.
   С помощью этого метода проводиться изучение семей, в которых есть дети с речевыми нарушениями. Цель данного изучения – определение возможности и форм включения родителей в систему коррекционно-воспитательного воздействия. С помощью анкетирования определяется достоверная информация о семьях, в которых есть дети с нарушением речи, экономическое состояние семьи, культурный статус: уровень образованности родителей, круг интересов, психологический портрет семьи, уровень взаимодействия его членов, отношение родителей к речевому дефекту ребенка.
   Проанализировав ответы родителей, выясняется, что многие родители не имеют представления о речевом развитии детей, об их нарушениях и их преодолении. Многие родители даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом.
   Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний и т. д.
   А ведь именно от уровня общей психолого-педагогической культуры родителей, их отношения к речевому дефекту ребенка, от степени участия их в коррекционном процессе, от их сотрудничества с логопедом и воспитателем зависят успехи коррекционно-педагогической работы по преодолению речевых нарушений.
   Дефицит общения в семье приводит к отставанию ребенка в речевом развитии, к его педзапущенности. Иногда при изучении семей и семейных отношений выявляются изоляция ребенка, его отчуждение. Замкнутость и как следствие – аутизм. Семья не всегда понимает важность коррекционной работы с ребенком и негативно относиться к ней. У одних родителей нет желания, возможностей заниматься с ребенком, а некоторые хотят, но не знают, что и как делать, так как у родителей отсутствуют достаточные умения, навыки и необходимая подготовка для коррекционной работы с ребенком.
   Работа логопеда с семьей направлена на стимулирование их обращения за помощью, советом, рекомендациями.
   Главное же заключается в том, чтобы донести до сознания родителей их ответственности за судьбу ребенка, показать, что своевременно не преодоленные в дошкольном возрасте нарушения речи будут серьезным препятствием при обучении ребенка в школе.
   Важной проблемой является отсутствие у родителей представления о серьезности речевого нарушения у ребенка и отсутствие знаний о способах коррекционной работы. Если родители не участвуют в этой работе, то зачастую исключается возможность успешного формирования речи.
   Поэтому необходимо проводить беседы с родителями, так как беседа – это диалог с двух сторон: педагога и родителей. Она должна побуждать к обмену мнениями, способствовать установлению взаимопонимания в обсуждаемом вопросе.
   Беседа должна дать родителям полезные сведения и вооружить их практическими рекомендациями. Привлекая родителей к коррекционно-педагогическому процессу, педагог учит понимать проблемы ребенка, оценивать его возможности, анализировать собственные действия, подходя к работе над формированием правильной речи, как к серьезному, целенаправленному процессу.
   Какую бы тему не обсуждал педагог с родителями, он неоднократно подчеркивает, что работа проводимая дома, в семье и работа проводимая в детском саду, должны дополнять друг друга, создавать оптимальные условия не только для развития речи, но и формирования разносторонней личности.
   Необходимо проводить не только беседы с родителями, но и родительские собрания, систематические консультации, «круглые» столы, открытые занятия (фронтальные и индивидуальные), лекции на интересующие родителей темы. Эта помощь должна проводиться в зависимости от типа семейного воспитания и речевых нарушений ребенка.
   На консультации необходимо уделять огромное внимание особенностям речи данного ребенка, разъяснять родителям причины речевого нарушения и методы его устранения, необходимость сотрудничества родителей с логопедом и воспитателем.
   В зависимости от круга решаемых проблем, консультации могут быть индивидуальными и групповыми, так как родители и воспитатели нуждаются в получении полезной информации по различным вопросам логопедии. Индивидуально для каждого родителя следует подбирать специальную литературу по данной проблематике.
   Важно, чтобы были разработаны и реализованы совместно с родителями индивидуальные микропрограммы помощи каждому ребенку с нарушением речи, где были бы конкретизированы все аспекты коррекционной работы.
   Организация ранней адекватной комплексной помощи детям с речевыми нарушениями и их родителям позволит подготовить детей к обучению в школе, устранит их речевые дефекты, обогатит словарный запас, преодолеет недостатки грамматического строя речи, улучшит навыки связной речи.
   Речь является сложной функцией присущей человеку, и развитие ее зависит от многих факторов. Большую роль играет влияние окружающих. Ведь ребенок учится говорить на примере родителей, друзей и педагогов. Важно, чтобы ребенок с детства слышал правильную, четкую, выразительную речь, на базе которой будет формироваться его собственная.
   Если у ребенка есть речевые нарушения, то он не чувствует себя равным среди других детей, замыкается в себе, старается отмалчиваться в кругу сверстников.
   На помощь ребенку и родителям должен прийти учитель-логопед, от которого потребуется терпение, спокойное, благожелательное и тактичное отношение. Он должен заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в этом процессе. А для этого занятия не должны быть скучными «уроками», а должны быть интересной и занимательной игрой.
   Для достижения оптимальных результатов коррекционно-педагогической работы необходимо выполнять следующие требования:
   1. Занятия должны проводиться систематически.
   2. В ДОУ и в семье необходимо осуществлять к ребенку индивидуальный подход.
   3. Родители должны выполнять требования логопеда и воспитателя.
   4. Речевой материал, который закрепляет малыш дома, необходимо скомпоновать, систематизировать; четко объяснять ему и родителям, как и сколько выполнять упражнения (задания) дома.
   5. Постоянно обеспечивать совместную, плодотворную деятельность логопеда, воспитателя, родителей и других специалистов.
   6. Поддерживать взаимопонимание между родителями и детьми.
   7. Периодически проводить консультации, беседы, собрания, открытые занятия для родителей.
   Такая организация логопедической работы позволяет не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи детей, но и обеспечивает успешное овладение ими учебной деятельностью.