Формирование у дошкольников интереса к семейным традициям

Максимцева Алла Анатольевна, воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 173" г.о. Самара
Статья

   В поисках наиболее эффективных путей решения поставленной проблемы мы обратились к классике мировой педагогики, а именно к наследию американского ученого Джона Дьюи. Он предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации обучения детей: от выявления их возможностей и прошлого опыта – к совместному со взрослыми (воспитателями и родителями) планированию и реализации намеченного.
   Эта технология опирается на следующие принципы:
   - в центре творческой деятельности – ребёнок, который, проявляя активность, реализует свои знания и возможности;
   - учёт индивидуальности каждого ребёнка (интересов, темпа работы, уровня обученности);
   - свободный выбор детьми темы проекта, партнёров для совместной работы, источников и способов получения информации, метода исследования и формы предъявления результатов;
   - связь исследования с реальной жизнью, то есть единство знаний и практических действий;
   - выбор трудной цели (легкодостижимый результат не является для многих воспитанников мобилизующим фактором);
   - в процессе работы над проектом осуществляется взаимодействие детей с педагогом, родителями и между собой.
   Метод проектов позволяет сочетать интересы всех участников педагогического процесса:
   - воспитатель имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
   - родители вовлекаются и активно участвуют в значимом для них процессе нравственно - патриотического воспитания детей;
   - деятельность дошкольников организована в соответствии их интересами, желаниями и потребностями.
   В своей работе мы используем следующие типы проектов:
   • исследовательский – участники проекта экспериментируют, проводят опыты, делают выводы, оформляют результаты исследований в виде газет, репортажей, видео зарисовок и т. д. («Моя семья», «Генеалогическое древо семьи»);
   • ролево – игровой участники проекта принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, например входят в образ персонажей сказки, и с этой позиции решают проблему (интерактивный семейный спектакль);
   • информационно – практикоориентированный – участники проекта собирают информацию, обсуждают ее и реализуют, ориентируясь на социальные интересы группы; результаты оформляются в виде стендов, газет и т. д. («Семейный альбом», «Волшебный мир семейного музея»);
   • творческий – результаты деятельности участников проекта могут быть оформлены в виде сценария, драматизации, творческих работ и т. д. («Семейный герб»).
   По продолжительности проекты бывают:
   - краткосрочными (например, «Семейное фото» - одна-две недели),
   - средней продолжительности («Семейный герб» - один-два месяца) и долгосрочные («Семейная летопись» - учебный год).
   Работа над проектом осуществляется в несколько этапов:
   1. Выбор темы проекта, его типа, определение количества участников.
   2. Обозначение проблемы, наиболее актуальной на данном отрезке времени.
   3. Определение возможных вариантов решения проблемы, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.
   4. Обсуждение детального плана работы (к кому обратиться за помощью, какие предметы использовать, где найти информацию и др.).
   5. Выполнение проекта. Создание творческого продукта при взаимодействии воспитателей, детей и родителей.
   6. Презентация проекта.
   В реальной практике содержание каждого этапа проекта может быть уточнено, изменено и даже переосмыслено.
   При организации проектной деятельности и составлении технологических карт мы использовали методику преподавателя кафедры дошкольной педагогики и психологии ТГУ С. Е. Анфисовой. Приведем пример.
   Технологическая карта педагогического проекта.
   Название проекта. «Семейные традиции».
   Тип проекта. Информационно – практикоориентированный.
   Возраст детей. Старший дошкольный.
   Продолжительность проектной деятельности. Долгосрочный.
   Тема проекта. Семья. Взаимоотношения в семье. Семейные традиции.
   Проблема. Необходимо повышать интерес детей к ценностям семьи, однако содержание работы в ДОУ не обеспечивает решения постановленной проблемы.
   Цель. По результатам проектной деятельности организовать музей семьи в группе детского сада.
   Задачи.
   1. Сформировать у детей интерес к своей семье, её традициям; воспитывать уважение к членам семьи.
   2. В детском саду создать условия для обобщения материала по формированию у старших дошкольников интереса к семейным ценностям.
   3. Привлечь родителей к работе ДОУ по теме.
   Ресурсы.
   1. Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, ближайшие родственники.
   2. Семейные фотографии, бумага, краски, цветные карандаши, материал, материал и оборудование для дидактических игр, изображение дерева.
   Мероприятия по решению первой задачи.
   1. Занятия на темы: «Моя семья», «Моя мама, мой папа», «Отдыхаем всей семьёй», «Семейные фотографии», «Младшие члены семьи», «Хозяйство семьи».
   2. Дидактические игры: «Чей я ребёнок, угадай!», «Найди сходство и различия», «Кто для кого?» и др.
   3. Досуги с привлечением членов семьи: «Моя бабушка», «Семейная реликвия».
   4. Составление альбома «Семейные рецепты», коллажей на тему «Семейный праздник», стенгазеты на тему «Семья это-…» (с высказываниями детей).
   Мероприятия по решению второй задачи.
   1. Экскурсия в музей.
   2. Создание родителями и детьми «Семейного альбома» с использованием домашнего фотоархива.
   3. Оформление семейного музея детскими рисунками на темы: «Семейный портрет», «Автопортрет», «Мы на отдыхе».
   4. Помощь детям в создании семейного герба, генеалогического древа семьи.
   5. Конкурсы «Ромашка имён» ( как ребенка называют ласково дома), «Семейные игры».
   6. Запись рассказов детей об их родителях; оформление самодельных книжек «История семьи».
   Мероприятия по решению третьей задачи.
   1. Родительское собрание по теме.
   2. Индивидуальные беседы и консультации для родителей: «Роль семьи в воспитании ребёнка (разработать сценарий праздника, выбрать или подготовить подарок, придумать поздравление, оформить комнату и праздничный стол).
   3. Создание банка материалов «Семейные праздники».
   Результат. Создание музея семьи в группе детского сада.
   Форма презентации. Экскурсия для педагогов, родителей и воспитанников в музей семьи.
   В результате проведенной работы у детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках, продолжать семейные традиции, больше узнавать о своих предках, бережно хранить семейные реликвии.