В поисках наиболее эффективных путей решения поставленной проблемы мы обратились к классике мировой педагогики, а именно к наследию американского ученого Джона Дьюи. Он предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации обучения детей: от выявления их возможностей и прошлого опыта – к совместному со взрослыми (воспитателями и родителями) планированию и реализации намеченного.
Эта технология опирается на следующие принципы:
- в центре творческой деятельности – ребёнок, который, проявляя активность, реализует свои знания и возможности;
- учёт индивидуальности каждого ребёнка (интересов, темпа работы, уровня обученности);
- свободный выбор детьми темы проекта, партнёров для совместной работы, источников и способов получения информации, метода исследования и формы предъявления результатов;
- связь исследования с реальной жизнью, то есть единство знаний и практических действий;
- выбор трудной цели (легкодостижимый результат не является для многих воспитанников мобилизующим фактором);
- в процессе работы над проектом осуществляется взаимодействие детей с педагогом, родителями и между собой.
Метод проектов позволяет сочетать интересы всех участников педагогического процесса:
- воспитатель имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители вовлекаются и активно участвуют в значимом для них процессе нравственно - патриотического воспитания детей;
- деятельность дошкольников организована в соответствии их интересами, желаниями и потребностями.
В своей работе мы используем следующие типы проектов:
• исследовательский – участники проекта экспериментируют, проводят опыты, делают выводы, оформляют результаты исследований в виде газет, репортажей, видео зарисовок и т. д. («Моя семья», «Генеалогическое древо семьи»);
• ролево – игровой участники проекта принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, например входят в образ персонажей сказки, и с этой позиции решают проблему (интерактивный семейный спектакль);
• информационно – практикоориентированный – участники проекта собирают информацию, обсуждают ее и реализуют, ориентируясь на социальные интересы группы; результаты оформляются в виде стендов, газет и т. д. («Семейный альбом», «Волшебный мир семейного музея»);
• творческий – результаты деятельности участников проекта могут быть оформлены в виде сценария, драматизации, творческих работ и т. д. («Семейный герб»).
По продолжительности проекты бывают:
- краткосрочными (например, «Семейное фото» - одна-две недели),
- средней продолжительности («Семейный герб» - один-два месяца) и долгосрочные («Семейная летопись» - учебный год).
Работа над проектом осуществляется в несколько этапов:
1. Выбор темы проекта, его типа, определение количества участников.
2. Обозначение проблемы, наиболее актуальной на данном отрезке времени.
3. Определение возможных вариантов решения проблемы, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.
4. Обсуждение детального плана работы (к кому обратиться за помощью, какие предметы использовать, где найти информацию и др.).
5. Выполнение проекта. Создание творческого продукта при взаимодействии воспитателей, детей и родителей.
6. Презентация проекта.
В реальной практике содержание каждого этапа проекта может быть уточнено, изменено и даже переосмыслено.
При организации проектной деятельности и составлении технологических карт мы использовали методику преподавателя кафедры дошкольной педагогики и психологии ТГУ С. Е. Анфисовой. Приведем пример.
Технологическая карта педагогического проекта.
Название проекта. «Семейные традиции».
Тип проекта. Информационно – практикоориентированный.
Возраст детей. Старший дошкольный.
Продолжительность проектной деятельности. Долгосрочный.
Тема проекта. Семья. Взаимоотношения в семье. Семейные традиции.
Проблема. Необходимо повышать интерес детей к ценностям семьи, однако содержание работы в ДОУ не обеспечивает решения постановленной проблемы.
Цель. По результатам проектной деятельности организовать музей семьи в группе детского сада.
Задачи.
1. Сформировать у детей интерес к своей семье, её традициям; воспитывать уважение к членам семьи.
2. В детском саду создать условия для обобщения материала по формированию у старших дошкольников интереса к семейным ценностям.
3. Привлечь родителей к работе ДОУ по теме.
Ресурсы.
1. Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, ближайшие родственники.
2. Семейные фотографии, бумага, краски, цветные карандаши, материал, материал и оборудование для дидактических игр, изображение дерева.
Мероприятия по решению первой задачи.
1. Занятия на темы: «Моя семья», «Моя мама, мой папа», «Отдыхаем всей семьёй», «Семейные фотографии», «Младшие члены семьи», «Хозяйство семьи».
2. Дидактические игры: «Чей я ребёнок, угадай!», «Найди сходство и различия», «Кто для кого?» и др.
3. Досуги с привлечением членов семьи: «Моя бабушка», «Семейная реликвия».
4. Составление альбома «Семейные рецепты», коллажей на тему «Семейный праздник», стенгазеты на тему «Семья это-…» (с высказываниями детей).
Мероприятия по решению второй задачи.
1. Экскурсия в музей.
2. Создание родителями и детьми «Семейного альбома» с использованием домашнего фотоархива.
3. Оформление семейного музея детскими рисунками на темы: «Семейный портрет», «Автопортрет», «Мы на отдыхе».
4. Помощь детям в создании семейного герба, генеалогического древа семьи.
5. Конкурсы «Ромашка имён» ( как ребенка называют ласково дома), «Семейные игры».
6. Запись рассказов детей об их родителях; оформление самодельных книжек «История семьи».
Мероприятия по решению третьей задачи.
1. Родительское собрание по теме.
2. Индивидуальные беседы и консультации для родителей: «Роль семьи в воспитании ребёнка (разработать сценарий праздника, выбрать или подготовить подарок, придумать поздравление, оформить комнату и праздничный стол).
3. Создание банка материалов «Семейные праздники».
Результат. Создание музея семьи в группе детского сада.
Форма презентации. Экскурсия для педагогов, родителей и воспитанников в музей семьи.
В результате проведенной работы у детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках, продолжать семейные традиции, больше узнавать о своих предках, бережно хранить семейные реликвии.