Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Что мы знаем о космосе» (с использованием игровых и информационно-коммуникативных технологий)

Маракулина Татьяна Викторовна, воспитатель, ГБДОУ детский сад №24, Приморского района, г.Санкт-Петербурга
Конспект занятия

   Интеграция образовательных областей:
   «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
   Виды детской деятельности: Познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.
   Цель непосредственной образовательной деятельности: обобщить и систематизировать знания детей о космосе.
   Задачи непосредственной образовательной деятельности:
   Образовательная область «Познавательное развитие»
   - Закрепить представления детей о планетах солнечной системы.
   - Систематизировать знания о космосе.
   Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
   - Развивать в детях положительную самооценку, уверенность в себе.
   - Развивать любознательность, воображение.
   Образовательная область «Речевое развитие»:
   - Уточнить и активизировать словарь детей по данной теме.
   Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
   - Использование художественного слова для создание эмоционального фона.
   Образовательная область «Физическое развитие»:
   - Развивать общую моторику.
   Материально-техническое оборудование и методическое обеспечение: презентация «Путешествие в космосе»; ноутбук; игрушка-инопланетянин; глобус; рисунок из геометрических фигур (елка); иллюстрации планет, комет, астероида и звезд, портреты космонавтов…..
   Содержание непосредственной образовательной деятельности:
   Воспитатель - Здравствуйте, ребята! По дороге в детский я сад, я встретила сегодня инопланетянина. Как вы думаете, почему его так называют? (ответы детей) Он прилетел к нам с иной, т.е. с другой планеты. Инопланетянин хорошо понимает наш язык, но совсем не умеет разговаривать, он может только передавать мысли. Наш гость- путешественник. Ребята, кто такой путешественник? (ответы детей) Он путешествует в космосе по разным планетам – он космонавт! Ребята, а кого из космонавтов вы знаете? (предлагаю детям вспомнить, кто летал в космос, привлекая внимание к иллюстрациям с портретами космонавтов)
   Воспитатель - Инопланетный гость предлагает посмотреть небольшое видео о своем путешествии (показ презентации).
   Вопросы к детям по презентации:
   Воспитатель - Ребята, посмотрите, какой красивый космос! (слайд 1. Рассматриваем иллюстрацию о космосе)
   Воспитатель - Инопланетянин начал свое путешествие с самой дальней планеты – Нептун. (показ слайда ) Какого цвета эта планета и, как вы думаете, почему? (ответы детей) Нептун – ледяная холодная планета. Находится очень далеко от Солнца, поэтому солнечные лучи почти не достигают поверхности этой синей планеты. На Нептуне дуют сильнейшие ветра и поэтому погода на ней просто зимняя, а по космическим меркам, совсем холодная, так что все на ней, даже газ превращается в лед. Какая по счету от солнца эта планета? (8)
   Воспитатель - Следующая планета - Уран. ( показ слайда 3). Таинственная планета, которая по непонятным причинам лежит на боку и вращается совсем не так, как другие планеты. У Урана необычный синий цвет и он выглядит, как круглый с ровной поверхностью мячик.
   ( 4 слайд) Воспитатель – А это планета – Сатурн. Красивая и необычная планета. Ее удивительная особенность, которую можно увидеть - это кольца вокруг планеты. Выглядит кольцо, как диск, только на самом деле это не сплошной диск, а тысячи-тысячи мелких камней, осколков астероидов и пыли.
   (слайд 5) Воспитатель – планета – Юпитер. Самая большая планета Солнечной системы. Состоит из газа, его и называют газовый гигант. На его поверхности постоянно происходят бури и вихри ветров, а сама планета, несмотря на размеры, очень быстро вращается вокруг своей оси, как волчок.
   (слайд 6) Воспитатель – планета – Марс. Красная маленькая планета. На ней очень мало кислорода, почти нет. Также почти нет воды, хотя ученые все время ищут, ведь когда-то ее, возможно, было на Марсе очень много.
   (слайд 7) Воспитатель – А вот и планета Земля. Это наша планета. Давайте нашему гостю расскажем о ней (макет Земли). (Рассматривая, дети рассказывают о нашей планете. Подвести их к ответам: на нашей планете есть суша и вода: океаны, моря, озера, реки. Здесь есть кислород, которым мы дышим, поэтому на планете живут люди, животные, рыбы и птицы. Растут деревья, травы и цветы…на нашей планет 4 времени года – зима, весна, лето и осень. Летом и весной- тепло, а осенью и зимой – холодно…) Земля - удивительная планета. На ней живут люди, животные, растения. Воспитатель - У меня есть рисунок одного из растений (показ рисунка). Что это за растение? Из какой геометрической фигуры елочка? Сосчитайте, сколько треугольников вы видите? (7) (ответы детей)
   Воспитатель - Ребята, а на каких планетах еще не успел побывать наш гость? (дети вспоминают про Венеру и Меркурий, а воспитатель показывает 8-9 слайды презентации)
   - Венера – Вторая от Солнца планета. На ней, как и на Земле есть атмосфера, это такая воздушная оболочка. Только в отличие от нашей земной, состоит не из кислорода (которым мы дышим), а по большей части из углекислого газа (который мы выдыхаем). Поэтому дышать на Венере невозможно, да и на ее поверхности очень-очень жарко.
   - Меркурий – Эта самая маленькая планета находится ближе всего к Солнцу. При этом почти все время поворачивается к Солнцу одной стороной. Поэтому на одной стороне Меркурия очень жарко, а на другой очень холодно.
   Воспитатель - Вам понравилось видео пришельца? А на чем можно в космос полететь? Правильно, на ракете! Давайте, немного подвигаемся.
   Физкультминутка.
   Все готово для полета, мало времени для взлета (поднять руки сначала вперед, затем вверх).
   Ждут ракеты всех ребят (соединить пальцы над головой, изображая ракету).
   Дружно дети встали в ряд (Маршируем на месте, встать прыжком, ноги - врозь, руки – на поясе.). Наклонились вправо-влево (наклоны в стороны).
   Отдадим земной поклон (наклоны вперед).
   Вот ракета полетела, опустел наш космодром (прыжки на двух ногах).
   Воспитатель – посмотрите, а еще в космосе летают астероиды и светят звезды…(показ 10 слайда и чтение стихотворений «Комета», «Звезды»)
   Воспитатель – Ребята мы многое с вами вспомнили и узнали.
   - Какие планеты посетил инопланетянин?
   - Сколько всего планет в нашей солнечной системе?
   – И на прощание, наш гость хочет загадать вам загадки:
   *Чтобы глаз вооружить и со звездами дружить, Млечный путь увидеть чтоб нужен мощный…
   *Телескопом сотни лет изучают жизнь планет. Нам расскажет обо всем умный дядя…
   *Астроном – он звездочет, знает все наперечет! Только лучше звезд видна в небе полная…
   *До луны не может птица долететь и прилуниться, Но зато умеет это делать быстрая…
   *У ракеты есть водитель, невесомости любитель. По-английски «астронавт», а по-русски…
   Воспитатель - Молодцы, ребята! Инопланетянин полетел дальше. Когда-нибудь прилетит к вам еще раз в гости.

Скачать презентацию