«ПЕСОЧНАЯ СКАЗКА»

Плотникова Диана Владимировна, воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №173», город Самара
Статья

   Всем известно, что дети с удовольствием играют в песок, так как такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью.

«ПЕСОЧНАЯ СКАЗКА»

   Рисование и игры с песком являются одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. Игры с песком обогащают и развивают внутренний мир ребенка, позволяют ребёнку преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.
   В рисовании и играх с песком я использую как индивидуальную форму работы, так и групповая. Используя индивидуальную форму, ставлю перед собой цель – тщательное наблюдение за ребёнком, выясняю причину дисгармоничного состояния и нахождение его решения. В групповой форме воспитатель ориентирую детей на самостоятельную игру.
   Игры с песком разнообразны:
   • рисование на песочных столах, (рисование песком, песочная анимация)
«ПЕСОЧНАЯ СКАЗКА»

   • аппликация из песка;
   • познавательные игры (дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.);
   • проективные игры (открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию).
   Игровая деятельность с песком направлена на формирование базисных качеств личности ребёнка – дошкольника: эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность, ответственность, самооценка, свобода поведения, рефлективность, компетентность.
   В своей практике я использую следующие технологии, которые входят в рисование и игры с песком:
   Мы рисуем песком разными способами: кистью руки, симметрично двумя руками, пальцами, ладонями, ребром ладони, кулачками, щепотью, кистью для акварели, кистью латексной, ситом, скребками, стеками, трафаретами, массажными мячиками, шприцем.
   В рисовании на песке я использую следующие техники рисования на песке: вырисовывание, отпечатывание, разравнивание, разгребание песка вокруг, отсечение лишнего, высыпание из кулачка, прихлопывание, просеивание песка между пальцами, через сито.
«ПЕСОЧНАЯ СКАЗКА»

   Всё это дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования и игр с песком, рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен и может творить. Дети получают огромное удовольствие от своих картин и с каждым разом усовершенствуют их.
   Перед началом работы я провожу пальчиковую гимнастику. Иногда мы делаем зарисовки на бумаге, после чего выбираем понравившейся нам рисунок и воплощаем его в жизнь с помощью песка. В процессе рисования звучит приятная, спокойная музыка. Следующим этапом нашей работы является знакомство с материалом, с помощью которого мы будем рисовать. У каждого ребенка появляется возможность потрогать, помять, пересыпать песок с одной руки в другую тем самым заполняя планшет песком для будущей картины. Далее готовим фон, разглаживая песок по стеклу. И вот, все готово для нашего шедевра. Включаем нашу фантазию и рисуем! Затем мы каждый рисунок фотографируем, распечатываем, и собираем в нашу копилку песочных достижений. Рассматривая наши картины, дети придумывают каждой названия, а иногда и целые истории.
«ПЕСОЧНАЯ СКАЗКА»

Используя игровую технологию рисования на песке, мы вводим ребенка в новый еще неведомый ему мир, имеющий также свои правила. За время обучения дети научились рисовать такие анимационные рисунки как:
   «Мир растений и цветов».
   «Сказочный город».
   «Подводный мир».
   «Моя планета».
   Используя, в совместной деятельности игры с песком мы заметили, что дети стали более активными, научились работать в паре, в команде, у них стабилизировалось эмоциональное состояние, стали проявляться творческие действия, появилось желание довести свою работу до конца.
   Поэтому мы целенаправленно включаем игровые занятия, ориентированные на активизацию и оптимизацию эмоционально-чувственной сферы ребёнка.