Проектно-исследовательская деятельность как фактор формирования духовно-нравственных ценностей школьников

Пономарева Надежда Николаевна, учитель истории и обществознания, МАОУ СОШ №1 г.Покачи
Статья

   (из опыта работы)
   В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» говорится: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [4]. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной школы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит именно в сфере образования. Поэтому в современной школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
   Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Каков идеал развития и воспитания личности?
   Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
   Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
   – патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
   – гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
   – социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
   – человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
   – наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
   – семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
   – труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
   – традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
   – искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
   – природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
   Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
   В ФГОС второго поколения определены основные направления и формы организации внеурочной деятельности, способствующие развитию школьников, в том числе такие формы как научно-практические конференции, школьные научные общества, поисковые и научные исследования (проекты) [6]. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на разностороннее развитие школьника. В ходе этой деятельности школьники приобретают необходимые социальные знания, происходит формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, школьники получают опыт самостоятельного социального действия.
   Одной из наиболее эффективных технологий внеурочной деятельности, призванных содействовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников является проектно-исследовательская деятельность. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет успешно реализовать личностно-ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одаренных детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности, использовать информационные технологии. Исследовательские и проектные работы презентуются как в школе, с привлечением других детей, так и в конкурсах различного уровня. Внеурочную деятельность невозможно осуществить и без сетевого образовательного пространства. Это сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, культуры, общественными организациями.
   Итак, главная идея проектно-исследовательского метода состоит в развитии способности к самостоятельному конструированию своих знаний, удовлетворении познавательного интереса, развитии самостоятельности, инициативности, формировании умений интенсивно трудиться, включаться в творческий процесс в различных сферах деятельности. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на протяжении многих лет является одним из ведущих направлений развития нашей школы. Мною проектно-исследовательская работа с детьми осуществляется на уроках истории и обществознания, а также во внеурочное время. Проектно-исследовательская работа ведется с учетом возрастных особенностей учащихся. С какого возраста можно начинать обучение проектно-исследовательской деятельности? Пока взрослые задаются такими вопросами, дети уже во всю познают окружающий мир методом проб и ошибок. Чем старше становятся дети, тем более серьёзные вопросы они ставят перед собой, тем больше понимают свою ответственность, и тем реже они пытаются идти в решении задачи своим путём. Проектно-исследовательская деятельность призвана позволить детям ощутить радость исследования, показать им путь получения нового, помимо чтения страниц учебника. На уроках мы выполняем учебные проекты, связанные с поиском необходимой или дополнительной информации, анализом статистических данных, составлением родословной и т.д. На наших практических и лабораторных (а такие есть на уроках истории и обществознания) занятиях дети учатся задавать исследовательский вопрос, формулировать гипотезу или прогноз, анализировать саму процедуру научного исследования. Чем старше становятся школьники, тем больше их исследование «обрастает» необходимой научностью подходов и содержания.
   Проектно-исследовательскую деятельность я начинаю вести с 5 класса. Больший интерес у учеников вызывает работа над выполнением «внеурочной» исследовательской работы, где тему исследования ученики могут выбрать сами или по предложению учителя. Так в 2013 - 2014 учебном году мои пятиклассники Науменко Даниил и Пономарева Софья выполняли исследовательскую работу «Эй, небо! Сними шляпу!». В ходе данной работы ученики изучали исторические факты отечественной космонавтики, Интернет-ресурсы, посвященные значимым датам космонавтики, брали интервью и проводили анкетирование жителей города Покачи разных поколений с целью выявления уровня их знаний о космонавтике, отношения к теме космоса. Ученики предположили, что для каждого поколения есть свои значимые события, при этом многие из них становятся достоянием нескольких поколений как, например, полет первого человека в космос, но большими знаниями об отечественной космонавтике обладают люди старшего поколения. Конечно, мы понимаем, что данная гипотеза может быть легко доказана, т. к. мы обладаем определенными знаниями и жизненным опытом, но для пятиклассников – это большой, серьезный труд. Правильное составление анкет, опросника для интервью, встречи с интересными людьми, и даже анализ состояния детских площадок – трудное испытание! На выполнение каждой поставленной задачи уходит достаточно много времени. Больших усилий требует обработка полученной информации, оформление работы. Не менее трудна для пятиклассников и публичная защита – каждое слово должно быть точным, взвешенным, а действия в паре - согласованными. Необходимо не только владеть информацией по теме работы, но и определёнными коммуникативными навыками, уметь слушать и слышать вопросы, давать аргументированные ответы. Соревноваться со старшеклассниками бывает очень трудно. Но мы решили не останавливать на достигнутом.
   Современный информационные технологии позволяют еще более успешно реализовывать метод проектно-исследовательской деятельности, в том числе и по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания школьников. В мае 2014 года мои ученицы стали участниками Международного образовательного сетевого проекта «Глобальная школьная лаборатория», который дает возможность самых разнообразных исследований. Мы выбрали проект «Музей игрушек», т.к. эта работа была связана не только с поиском старых игрушек, но и созданием экспозиции виртуального Музея игрушек. Работа оказалась очень увлекательной! Данный проект позволил объединить усилия в выполнении поставленных задач детей разных стран мира. В создании виртуального Музея игрушек проекта «ГлобалЛаб» приняли участие 132 участника из разных стран мира: Российской Федерации, Азербайджана, Польши, Испании и других стран, в. том числе и мы. В ходе мы получили интересную информацию о сохранности, материалах, качестве и количестве игрушек, созданных в разное время, которую ученицы решили проверить на практике, так наша работа вышла за пределы сетевого проекта. Родилась идея исследования предпочтений младших школьников и их родителей в выборе игр и игрушек. Ученицы выдвинули гипотезу: современные дети предпочитают малоподвижные игры, а любимыми игрушками по-прежнему являются куклы и звери. Чем ближе к современности, тем ярче и пестрее становятся игрушки. Чтобы доказать выдвинутую гипотезу в этой работе пришлось проводить не только изучение исторических фактов, анкетирование респондентов, но и провести настоящий эксперимент с первоклассниками, чтобы выявить действительно любимые игры и игрушки, материалы из которых они изготовлены и сравнить свои данные с результатами, полученными другими участниками проекта на Глобаллаб. Так участие в создание виртуальной экспозиции Музея игрушек вылилось в настоящую научно-исследовательскую работу. Большая работа учениц была оценена жюри, они заняли II место на XI городском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке».
   Второй год подряд мои ученики принимают участие в межрегиональном проекте «Космический союз». С моими предметами этот проект оказался связан фактами из истории российского кораблестроения, отечественной космонавтики. Проект «Галактяне.рф» нацелен на повышение познавательной активности учащихся. Разработан ЦВР «Поиск» при поддержке общественной организации «Федерация детских организаций Самарской области (ФДО)» и музейно-выставочного центра «Самара Космическая» и рассчитан на несколько конкурсов «испытателей сайта «Галактяне.рф» в течение года. Главное отличие данного сайта в том, что он спроектирован как интерактивный ресурс с элементами социальной сети и, начиная с дизайна, посвящён астрономии и космонавтике, является оболочкой для осуществления дистанционного обучения младших подростков.
   В соревновании принял участие экипаж из 5 учениц 6а класса. Необходимое условие участия в проекте - школьники должны иметь доступ к Интернету из школы или дома – не менее 3-х часов в неделю. Каждый участник мог проявить себя как индивидуально, так и в экипаже. Автоматически велся индивидуальный рейтинг, регулярно обновлялся рейтинг экипажей. Задача наставника: для обеспечения успешного участия команды необходимо находиться на постоянной оперативной связи с ЦУПом («Центром управления полетами») по электронной почте и осуществлять общее руководство работой. Для участия каждая ученица придумала себе псевдоним и выбрала специальность в экипаже: астроном, астроштурман, бортинженер, биолог/медик или журналист. Все зарегистрированные участники считаются галактянами. Каждый галактянин набирает на Космобазе кванты энергии для повышения статуса. Пополнить свою энергию можно, загружая творческие работы (стихи, рисунки, коллажи), проходя тесты (на самопознание и на знание истории космонавтики) и выполняя задания. Информация по космонавтике, астрономии, Самарской космической губернии, по которой составлены познавательные тесты, содержится на самом сайте. За тесты кванты начислялись автоматически. За творческие работы – после проверки Дежурным по Галактике. Для рейтинга экипажа нужно было каждому члену экипажа выполнять задания по своим специальностям. Предстояло выполнить основное задание – создание проектной работы по сведениям о космонавтике из разделов сайта. Каждый член экипажа отвечал за подготовку части задания по своей специальности. Необходимо было найти факты из истории создания ракеты «Союз», определить космодромы запуска этой ракеты и расстояние до них из Самары (космической верфи России), предусмотреть возможные трудности полета ракеты на ближайшие планеты, создать макет ракеты – изучить ее составные части, изучить требования предъявляемые к физическим данным космонавта и проверить себя на соответствие этим показателям, сочинить фантастический рассказ о полете на Луну. За выполненную работу – презентацию мы получили 21 балл из 25 возможных. Параллельно все члены экипажа могли продолжать зарабатывать кванты энергии и повышать свой статус. Дистанционная работа имеет и практический выход. Итогом всей работы команды стала проведенная в школе патриотическая акция «Мы и космос», в этом году проект посвящен знаменательной дате - 55-летию полета Ю.А. Гагарин поэтому была проведена акция «Знаете, каким он парнем был..». В преддверии дня космонавтики были подведены итоги проекта. Наш экипаж вошел в число финалистов!
   Одна из важнейших задач, стоящих перед современной системой образования, - обеспечение преемственности между профильной общеобразовательной школой и ВУЗом. Это значит, что обучение старшеклассников должно логически переходить в подготовку будущих специалистов, чтобы между выпускным классом школы и первым курсом не было непреодолимого разрыва. Проектно-исследовательская работа в старших классах позволяет успешно решать эту задачу. Работа, которую мы начинаем на уроке, нередко перерастает во внеурочную серьезную научную исследовательскую работу. Так, например, при изучении темы «Молодежь как социальная и политическая группа», Бевза Вероника, ученица 9а класса заинтересовалась вопросами: Что представляет собой молодежная политика? Какие цели преследует? Как реализуется на деле? И что знают о ней молодые люди? Было принято решение выполнить исследовательскую работу «Молодежь и город: пути взаимодействия (на примере г. Покачи)». Изучив Концепцию молодёжной политики Российской Федерации, направления и формы её реализации на окружном и муниципальном уровне, условия, созданные в городе для молодёжи, а также выделив некоторые проблемы и интересы учащейся молодёжи нашего города в сфере досуга, мы определили главную проблему современных молодых граждан – их низкую включённость в жизнь общества. Также, в ходе исследования, пришли к выводу, что решать эту проблему необходимо путём стимулирования и продвижения инициатив молодёжи и её организаций, качественного (а не количественного) изменения городской молодёжной инфраструктуры, развивая интеллектуальные формы досуга, формы участия молодёжи в профессиональном самоопределении, в социально политической жизни общества, общественно полезном труде, в военно-патриотических мероприятиях и организациях, гражданских инициативах, различных клубных ассоциациях, объединениях по интересам, и т.п. Итогом работы стал предложенный ученицей один из возможных вариантов решения проблемы включённости молодёжи в жизнь города. Молодёжь может и хочет принимать участие в жизни государства, чувствует ответственность за будущее страны и окружающих. Надо только указать путь, создать условия для реализации потенциала молодого поколения.
   Эта работа была представлена на X городском конкурсе «Юность в науке» по направлению «Социально-гуманитарные и экономические науки». Итогом публичной защиты исследовательской работы стал Диплом за 3 место в конкурсе. С данной работой в мае 2014 года мы приняли участие во II молодежных кирилло-мефодиевских чтениях в г. Ханты-Мансийске в номинации «Моя большая и малая Родина». Итогом стала награда ученицы Дипломом III степени. В ноябре 2014 года мы приняли участие в работе IV окружной научной конференции школьников «Новое поколение и общество знаний» в г. Сургуте, где заняли второе место в секции «Социология». Затем мы получили приглашение поучаствовать в заочном Всероссийском конкурсе исследовательских работ МАН «Юность. Наука. Культура». Работа получила высокую оценку, а мы – приглашение на XXX юбилейную очную конференцию «Юность. Наука. Культура» в наукоград Обнинск. С 31 марта по 2 апреля 2015 года Общероссийская Малая академия наук "Интеллект будущего" в рамках программы "Интеллектуально-творческий потенциал России" провела в Обнинске юбилейную XXX Всероссийскую конференцию учащихся «ЮНОСТЬ. НАУКА. КУЛЬТУРА». Свыше 500 человек более чем из 100 городов России от Камчатки до Калининградской области, от Мурманска до Севастополя приняли участие в конференции. Юноши и девушки защищали свои исследовательские работы на 31 секции. Оценивали работы эксперты – представители профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений Москвы, Обнинска, Калуги. В работе конференции приняли участие представители федеральных органов власти и федеральных учреждений; представители Российской академии наук, Российской академии образования, других организаций. В ходе научно-практической конференции кроме защиты научных работ для школьников были проведены: интеллектуально-творческая игра «Друзья науки и культуры», исследовательская олимпиада, лекции ведущих учёных, интеллектуально-творческая игра «Профессионалы», творческая встреча с актрисой Марией Суровой. На конференции с лекцией о достижениях современной науки выступил академик Российской академии наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Зефиров Николай Серафимович.
   Важное условие: каждый проект, исследовательская работа должны быть доведены до успешного завершения и оставить у школьника ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами педагог помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось. Метод проектов - это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного вос¬питания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
   Подводя итоги, можно утверждать, что проектно-исследовательская деятельность может выступать не как самоцель, а как средство воспитания и развития учащегося. И тогда смысл работы педагога по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, использование проектно-исследовательской методики на уроках и во внеурочное время позволяет успешно решать эту сложнейшую задачу: вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, найти своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Список использованных источников

   1. Богданова О.С. Нравственное воспитание старшеклассников: Книга для учителя / О.С. Богданова, С.В. Черенкова. М.: Просвещение, 1988.
   2. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: Автореф. / Рост. гос. пед. ун-т.-Ростов-на-Дону, 1999.
   3. Данилюк А.Я. Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
   4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
   5. Стратегия развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года.
   6. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
   7. Духовно-нравственное воспитание школьников как средство реализации ФГОС (ссылка)
   8. ГлобалЛаб (ссылка)
   9. Галактяне (ссылка)
   10. Юность. Наука. Культура (ссылка)