«Элементы артпедагогики во внедрении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО»

Васильева Татьяна Аркадьевна, учитель физической культуры, МБОУ «СОШ № 41 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Чувашской республики
Методическая разработка

Пояснительная записка

ГТО - три буквы, значение которых знает любой житель нашей страны. Комплекс «Готов к труду и обороне» - это своего рода некий венец советской системы физического воспитания, ее программная и нормативная основа. Комплекс ГТО направлен на то, чтобы сформировать моральный и духовный облик советских людей, гармонично и всесторонне развить их физические и нравственные качества, укрепить здоровье и повысить творческую и трудовую активность.

При подготовке урока необходимо учитывать индивидуальные, физиологические, психологические и возрастные особенности классного коллектива. Данный урок имеет преимущество в том, что его можно использовать с 5 по 11 класс, изменяя лишь силовую нагрузку.

Физическая культура в общеобразовательной школе входит в обязательный раздел гуманитарного компонента образования. Значимость физической культуры как учебной дисциплины проявляется в целостном развитии личности школьника, через гармонизацию его духовного и телесного начала, психосоматического здоровья, формирование общечеловеческих ценностей, физическое совершенство. На сегодняшний день выделяется одна из главных задач обучения школьников – создание фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Современная российская система образования в школе нацелена на модернизацию и наполнение её содержания творческим компонентом, которому принадлежит ведущая роль в развитии личностного и физического потенциала ребенка.

Цели данного урока:

· подготовить учащихся к сдаче нормативов ГТО;

· создать условия для формирования мотивационно-личностных установок для занятий физической культуры.

Задачи урока:

1. Образовательная:

- закрепить навыки основных видов упражнений;

- способствовать развитию мышечной и зрительной памяти, силы, точности попадания в цель, скорости, выносливости

2. Воспитательная:

-воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине;

- выработать умение вовремя снимать внутренние зажимы

- воспитывать волю и самоконтроль при выполнении упражнений;

3. Оздоровительная:

- развивать физические способности;

- развивать навыки саморегуляции эмоционального состояния;

- способствовать развитию мышц опорно-двигательного аппарата.

Для развития и поддержания интереса учащихся к предмету физическая культура на уроке желательно использовать групповую форму организации занимающихся, которая способствует увеличению моторной плотности урока.

Для функциональной подготовки организма проводится разминка, включающая в себя разновидности бега, прыжков и общеразвивающие упражнения на месте.

На основном этапе урока обучающиеся решают поставленные задачи: выполняют упражнения, совершенствующие координационные способности. Обучающиеся делятся на группы случайным (или по силе физических способностей) образом для реализации работы на 7-х станциях: каждая группа выполняет определённую работу в течение 4-х минут по очереди на каждой станции. Соревновательный метод на каждой станции способствует эмоциональному фону занятий, увеличивает интерес к уроку. Упражнения на каждой станции направлены не только на развитие собственно двигательных качеств, но и на формирование прикладных умений, которые могут быть использованы ученикам в реальной жизни. Освобожденные от физических нагрузок ученики активно принимают участие в уроке, осуществляя общественно значимую работу.

В заключительной части занятия проводится опрос, направленный на закрепление знаний по физической культуре и спорту, а также рефлексия, способствующая выражению своего эмоционального состояния. Возможен опрос по правилам различных соревнований, знаний истории спорта, истории ГТО, знаний полного комплекса ГТО.

Высокая работоспособность обучающихся в течение всего урока обеспечивается созданием благоприятного микроклимата и фона за счет разнообразия видов работы их динамичности и интеграций областей знаний. Форма проведения урока и эмоциональный настрой позволяют обучающимся на завершающем этапе самостоятельно сделать вывод, а также дать оценку своей деятельности.

Технологическая карта урока

Учитель: Васильева Татьяна Аркадьевна

Учебный предмет : физическая культура с элементами артпедагогики

Класс: 5

Раздел: ОФП

Тип урока : урок с образовательно- тренировочной и воспитательно-рефлексивной направленностью

Тема: Элементы артпедагогики во внедрении Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»

Цели: подготовить учащихся к сдаче нормативов ГТО; создать условия для формирования мотивационно-личностных установок для занятий физической культуры

Задачи:

1. Образовательная:

- закрепить навыки основных видов упражнений;

- способствовать развитию мышечной и зрительной памяти, силы, точности попадания в цель, скорости, выносливости

2. Воспитательная:

-воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине;

- выработать умение вовремя снимать внутренние зажимы

- воспитывать волю и самоконтроль при выполнении упражнений;

3. Оздоровительная:

- развивать физические способности;

- развивать навыки саморегуляции эмоционального состояния;

- способствовать развитию мышц опорно-двигательного аппарата.

Планируемые результаты:

· Личностные. Понимание необходимости выполнения упражнений , умение активно включиться в коллективную деятельность, уметь проявлять физические способности (качества)

· Метапредметные. Проявлять психологическую культуру и готовность отстаивать собственную позицию;

владеть культурой речи, вести диалог в доброжелательной и открытой форме; уметь логически грамотно излагать, аргументировать собственную точку зрения.

· Познавательные: уметь выделить необходимую информацию,

· Регулятивные: способствовать волевому усилию

· Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и учителем.

Место проведения: спортивный зал

Материальное обеспечение: маты, скакалки, низкие перекладины, теннисные мячи, гриф, свисток, фломастеры, шары.

Этапы урока

Частные задачи

Содержание урока

Дози-

ровка

Методические указания

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

1.Вводная часть- 11 мин.

Мотивировать учащихся на выполнение поставленных задач.

Построение. Сообщение задач.

Медленный бег по залу, СБУ.

ОРУ в ходьбе

1 мин.

3мин.

5 мин.

Принять основную стойку, соблюдать интервал

Следить за правильностью выполнения, держать дистанцию.

Следить за правильностью выполнения, держать дистанцию.

Организовать обучающихся на урок

Организующая роль в выборе проводящего упражнения, корректировка выполнений упражнений .

Построение в шеренгу

Активное участие в диалоге с учителем.

Выполнение упражнений, способствовать волевому усилию

Умение вступать
в диалог, участвовать
в коллективном обсуждении
проблем (коммуникативные),
целеполагание.

Коррекция

Артпедагогическая инсталляция «Красота человека в 21 веке»

Обучающимся предлагается составить инсталляцию, отражающую внешние признаки и настроение человека нашей эпохи

2 мин.

Следить за работой групп

2. Основная часть- 29 мин.

Артпедагогические танцевальные элементы с музыкальным сопровождением

Заключительная часть.- 5 мин.

закрепить знания и технику выполнения упражнений по двигательным действиям

Восстановить организм от нагрузок, дать оценку своим действиям.

Рефлексия занятия и просмотр фото (фототерапия).

Арт-момент – рисование на шариках своего настроения

Разделение на станции

1 мин.

На 1-6 рассчитайсь. По сигналу пройти на свою станцию и при ступить к выполнению заданий. упражнения выполняют по свистку. Освобождённые являются судьями. По длинному свистку переход на другую станцию

Делит класс на шесть групп. Даёт каждой станции задание.

Понимание необходимости выполнения упражнений

1 станция. Прыжки на скакалке.

2 станция. Поднятие грифа

3 станция. Броски теннисного мяча в цель

4 станция. Поднимание туловища из положения лёжа на спине (животе)

5 станция. Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине

6станция. Отжимание( сгибание и разгибание рук из упора лёжа)

Объединить все выполненные физические упражнения в танец под динамичную музыку

Опрос по физической культуре и спорту.

Подведение итогов.

4 мин.

4 мин.

4 мин.

4 мин.

4 мин.

4 мин.

4 мин.

5 мин.

Прыжки выполняются на двух ногах. 30сек. работаем,30 сек.отдыхаем – 4 подхода

Следить за правильным выполнением, работающая рука, ноги и туловище при этом должны быть выпрямлены. 15х4 –мальчики, 10х4, девочки отдых.

Упражнение выполняется на расстоянии 6 м, попасть в цель.

Упражнение выполняется лёжа на гимнастическом мате. Следить за правильным выполнением упражнения.

Учащиеся выполняют максимальное количество пониманий. То же упражнение выполняется лёжа на животе. 15х4, 15сек. отдых.

Упражнение выполняется на турнике высотой 110см. следить за правильным выполнением. 15х4, 15сек. отдых.

Из упора лёжа выполняется сгибание и разгибание рук. ,руки сгибаются до прямого угла. 15х4, 15сек. отдых.

Прежде чем дать ответ, надо подумать, не торопиться, теорию сопоставить с практикой.

Наблюдение за выражением эмоциональных состояний обучающихся

Следит за правильным выполнением упражнения.

Следит за работой учащихся, по ходу даёт мет.рекомендации учащимся.

Следит за правильным выполнением упражнения.

Следит за работай судей, по ходу даёт мет.рекомендации уч-ся.

Следит за правильным выполнением упражнения.

Следит за работай судей, по ходу даёт мет.рекомендации уч-ся.

Следит за правильным выполнением упражнения, по ходу даёт мет.рекомендации учащимся.

Отметить работу класса и их достижения. Создать ситуацию успеха для всего коллектива.

Д/з: подготовиться теоретически к опросу по нормам ГТО.

Выполнение упражнений,

уметь проявлять физические способности (качества)

Выполнение упражнений

способствовать волевому усилию

Выполнение упражнений, умение активно включиться в коллективную деятельность

Выполнение упражнений,

способствовать волевому усилию

уметь проявлять физические способности (качества), способствовать волевому усилию

Выполнение упражнений, способствовать волевому усилию

Отвечают на поставленные вопросы. Дают оценку выполнению заданий.

Умение технически правильно выполнить двигательное действие (Р)

Умение проявлять дисциплинированность (Л)

Умение работать в группе (К)

Умение давать оценку двигательным действиям (Р)

Литература

1. Анисимов, В. П. Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности: монография / В. П. Анисимов. – Тверь, 2008.

2. Виленский, М. Я., Лях, В. И. и др. / М.Я. Виленский, В. И. Лях. Физическая культура: 5-7 кл., 8-9 кл. – М. : Просвещение, 2013.

3. Никишина, И. В. Арт-педагогика как развивающая технология [Электронный ресурс].

4. Сергеева, Н. Ю. Содержание понятия «Артпедагогика» / Н. Ю. Сергеева // Известия ВГПУ. 2008. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-ponyatiya-artpedagogika (дата обращения: 01.03.2016).

5. Г. И. Погадаев Электронная книга: Подготовка учащихся 1—11 классов к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Методическое пособие.: 2016г.