Взаимодействие педагогов и семьи в обучении детей здоровому образу жизни

Константинова Инга Александровна, учитель начальных классов, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», г.Коряжма

Важное значение придаётся повышению уровня валеологической культуры в семьях посредством проведения просветительской работы с родителями. В системе работы с родителями ставятся следующие задачи:

1) ориентация семьи на воспитание здорового ребенка;

2) освоение родителями основ личностно – ориентированной педагогики и психологии общения с детьми, обеспечивающее эмоциональное и психическое благополучие детей;

3) формирование у родителей теоретических знаний, закрепление навыков и выработка потребности следовать здоровому образу жизни.

Перед школой стоит задача сохранения и укрепления здоровья детей, а также информирование и вовлечение в активную деятельность их законных представителей.

Что же входит в понятие «Здоровый образ жизни» школьника? Здоровый образ жизни – это полноценная взаимосвязанная система активной жизнедеятельности человека, направленная на профилактику и предупреждение различных физических и психологических заболеваний, сохранение своего здоровья с помощью правильного питания и режима дня, моральных устоев соответствующего общества и, конечно же, полный отказ от вредных привычек. Причинами, ухудшающими здоровье и работоспособность школьников, являются отсутствие определенного баланса всех видов активной деятельности детей, нарушение режима учебно–воспитательного процесса, который не соответствует возможностям и уровню подготовленности всех школьников.

Соответственно, в результате всех перечисленных причин здоровье школьников находится в постоянной опасности. Но, даже зная все эти простые для понимания факторы риска ухудшения здоровья, большая часть родителей не придаёт значения ведению здорового образа жизни и соблюдению правил сохранения здоровья своих детей. Воспитание осознанного и ответственного отношения к своему здоровью становится возможным, благодаря активному взаимодействию педагогов и родителей при организации и проведении оздоровительных и просветительских мероприятий в школе и дома. Только при таком подходе повышается качество физкультурно-оздоровительной работы, которая направлена на формирование и укрепление физического и психического здоровья школьников.

Учебный процесс в первую очередь ориентирован на развитие интеллектуальных способностей, забота о здоровье учащихся отодвигается на второй план. Мониторинг уровня здоровья обучающихся показывает, что около 40 % детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а также, что состояние здоровья детей за период обучения в школе ухудшается. При этом необходимо учитывать, что образовательная программа рассчитана на абсолютно здорового ученика. Снижение показателей здоровья детей школьного возраста связано не только с проблемами экологии, экономики, но и отсутствием должной воспитательно-образовательной и физкультурно–оздоровительной работы среди населения, направленной на формирование здорового образа жизни. В последние годы в нашей стране приняты законодательные акты, ограничивающие потребление спиртного, курение в общественных местах, внедряется комплекс ГТО, открываются центры медицинской профилактики. Но данные меры не столь эффективны, как предполагалось, так как каждый должен осознать, для чего именно ему необходимо вести здоровый образ жизни и как укрепить своё здоровье.

В начальных классах нашей школы формируются группы «Школы здорового образа жизни». Занятия проводятся по авторским программам Центра довузовского образования при СГМУ. Педагоги и обучающиеся обеспечиваются учебными и методическими пособиями.Во время таких занятий, ребята знакомятся с понятием «здоровый образ жизни», с методикой оценки количества и качества своего здоровья. У детей проходят занятия по различным темам, например: «Питание и здоровье», «Связь дыхания и сознания», «Вредные и полезные привычки» и другие. Медико–биологические классы активно работают в нашей школе, ребята с большим удовольствием посещают данные занятия. В рамках данной программы, обучающиеся активно участвуют в конкурсах по здоровому образу жизни, например, в конкурсе семейных фотографий «Вместе на кухне веселее!»в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании». Расширить и углубить свои знания помогают встречи с медицинскими работниками и экскурсии, например, в детскую поликлинику и в физио – терапевтическое отделение «Весна» города Коряжмы. Занятия в «Школе здорового образа жизни» являются дополнительным образованием.

Родители совместно с педагогами должны заложить основу для формирования и ведения здорового образа жизни, мотивацию к сохранению и укреплению здоровья. Актуальность данной проблемы состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы. Поэтому учитель должен оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка.

В работе по формированию здорового образа жизни и профилактике заболеваний среди школьников я использую как традиционные формы (дни открытых дверей, общие собрания, тематические акции, открытые мероприятия), так и нетрадиционные формы работы: индивидуальные беседы по организации семейного досуга, совместное творчество и участие в конкурсах по здоровому образу жизни. Коммуникативные игры и подготовка к урокам здоровья расширяют кругозор. Гигиеническое и педагогическое просвещение родителей в целях повышения их грамотности в вопросах воспитания и укрепления здоровья школьников осуществляю в разнообразных формах: Дни открытых дверей и посещение родителями уроков физической культуры, уроков здоровья; совместный досуг (классные походы, поездки на лыжах, посещение массового катка, катание на санках);школьные Дни здоровья; совместное участие детей и родителей в конкурсах по здоровому образу жизни («Фотографируем о спорте»; конкурс стихов «Поэтический вернисаж «Рифмы о здоровье»; «Спортивный стадион»; конкурс рисунков «Символ ЗОЖ»; конкурс настольных игр по здоровому образу жизни другие). Доказано, что совместные занятия родителей с детьми приносят следующие положительные результаты:

-способствуют сотрудничеству родителей и детей;

-позволяют с пользой проводить свободное время, посвящая ребенку, служат взаимообогащению, способствует разностороннему развитию ребенка.

На родительских собраниях также рассматриваются вопросы, связанные со здоровьем. Темы собраний планирую с учетом потребностей и пожеланий родителей, а также с учетом вопросов, связанных с возрастными особенностями детей.

Психолого-педагогическую информацию родители могут получать из разнообразных источников: периодической печати. Но не все родители пользуются такими возможностями. Более доступный способ - общение с педагогом. И от родителей и учителя зависит, «каким человеком станет сегодняшний ребёнок. [5,18]»

Эффективной формой работы является организация совместного участия родителей и детей в спортивных праздниках «Папа, мама и я – спортивная семья» и «Большие гонки». Общее участие родителей и детей в спортивной борьбе создает атмосферу свободы, взаимного уважения, стимулирует систематические занятия физкультурой. Основу семейных соревнований составляют эстафеты и командные игры с поочередными действиями участников, где результаты каждого члена семьи суммируются и, таким образом, влияют на распределение мест. Данное направление очень важно, т.к. решает следующие задачи: расширение воспитывающей среды, увеличение диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность школьника, повышение сотрудничества учителей, родителей и детей.

Одной из форм сотрудничества родителей и школы, которая сближает учителей, родителей и детей в школе, является проведение спортивных конкурсов «Новогодние старты»; игра по станциям «Спортивный поезд»; спортивная игра «Охотники за сокровищами». Эти соревнования проводятся с непосредственным участием в конкурсах родителей. Это помогает ребятам перебороть чувство неуверенности в своих силах, которое мешает успешному обучению, заставляет мобилизовать многие внутренние резервы.

Естественно, не каждый станет чемпионом, но каждый обязательно должен вырасти крепким и здоровым. Когда люди говорят о счастье, они, прежде всего, желают друг другу здоровья. Так пусть дети будут здоровыми и счастливыми. А это значит, что здоровыми и счастливыми будем мы все: и дети, и родители, и педагоги.

Литература:

1.Валеология: Учебное пособие. Москва, «ВАКО» 2007г.

2.Долгопол О.Н. «Работа с родителями», КОИПК и ПРО, 2005г.

3.Научно-методический журнал «Начальная школа». Москва, 2004 -2009г.

4. Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья». Москва, «ВАКО» 2007г.

5. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. «Внеклассные мероприятия.2 класс»; «Внеклассные мероприятия.3 класс», «Внеклассные мероприятия. 4 класс». Москва, «ВАКО» 2007г., 2008г.