Вторая online-конференции по обобщению и распространению педагогического опыта среди учителей, преподавателей и воспитателей ДОО
Сроки проведения конференции и прием материалов с 30 июня 2016 года по 25 декабря 2016 года
Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы каждого педагога. Оно предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.
Как правило, в большинстве школьных и дошкольных учреждений это наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами.
Данная конференция позволит всем участникам систематизировать свою работу по направлению методической работы и могут быть применены в любом ОУ, проработавшим не менее 1 года, где есть опытные педагоги.
Объективные предпосылки обобщения опыта:
•Работа над новой годовой задачей, новой проблемой, в результате которой необходимо заранее выявить, что положительного уже наработано в коллективе.
•В ходе оперативного контроля или тематических, фронтальных проверок были отмечены высокие результаты в реализации Программы по какому-то разделу, значительные достижения в воспитании и обучении дошкольников.
•В своей диагностической анкете педагог указал, что может поделиться опытом по какой-либо проблеме и методист, наметив график посещений для изучения опыта работы данного педагога, убеждается, что эти успехи являются результатом определённой системы использования интересных, эффективных приёмов, то есть эти положительные результаты неслучайны и стабильны.
Цель: систематизировать работу по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта в ОУ на основе его научного осмысления и анализа.
Задачи:
-Создать в ОУ оптимальные условия, необходимые для выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта.
-Помочь педагогу определить целесообразность, целостность, конкретность и научность представленного опыта.
-Исключить возможные ошибки, возникающие у педагогов в процессе работы над обобщением опыта.
-Классифицировать эффективные подходы к организации работы по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.
-Способствовать организации исследовательской деятельности, направленной на осмысление изучаемого опыта, анализ и сравнение его результатов, ознакомление с передовым опытом широкой общественности.
Опыт, представляется как система деятельности, может быть представлен по наиболее успешным направлениям деятельности педагога.
Обобщение опыта состоит из следующих разделов:
1. Выявление педагогического опыта.
Для выявления степени эффективности педагогического опыта и его оценки необходимо иметь критерий, при котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или другой признак у данного объекта, и точка отсчета (чтобы измерять что-то, необходимо иметь такую точку). Без этих компонентов нет надежного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.
По степени обобщенности можно выделить две группы критериев: первая группа — это те критерии, которые относятся к общепедагогическим критериям (например, критерии проблемного обучения), вторая — критерии, которые касаются передового опыта как частицы случая общепедагогических критериев (например, критерии проблемного обучения относительно разных видов деятельности).
2. Изучение педагогического опыта.
Приступив к изучению передового педагогического опыта руководителю необходимо в первую очередь выявить компоненты, подлежащие обобщению. Это может быть:
1) Целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года);
2) Система работы педагога по какой-либо одной проблеме (может быть изучена в течение года);
3) Использование одного эффективного приема (время изучения определит сам педагог);
4) Освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод).
Длительность изучения опыта находится в прямой зависимости от объема изучаемого объекта. Работа может быть завершена описанием в течение квартала, а может планироваться на год или более.
3. Обобщение педагогического опыта.
Описание – это один из самых сложных и трудоемких этапов в обобщении опыта, в котором наиболее часто встречающимися ошибками являются:
•Описание достаточно известного опыта, широко представленного в методической литературе, поэтому описание педагога не несёт новизны. Такой опыт является передовым для данного коллектива, но обобщать его целесообразнее в других формах.
•Изложение мыслей и выводов общего характера, использование теоретических выкладок из литературы. Такой материал может быть назван сообщением, аннотацией методической литературы и использован для расширения педагогического кругозора воспитателей.
•Не всегда раскрывается система ведущих идей, слабо выделены, наиболее значимые компоненты методики, раскрывающие логику опыта, последовательность действий в нём воспитателя.
•Поверхностность в описании, подмена анализа работы отдельными примерами и картинками.
Принимая участие в Конкурсе на сайте www.innobr.ru, Вы даете Согласие на обработку персональных данных.